После нахождения фонда оплаты труда ППС с помощью соответствующих коэффициентов dy и dа рассчитываются фонды оплаты труда учебно-вспомогательного персонала (УВП), административно-управленческого (АУП) и прочего персонала. Найденные значения Фу и Фа включают как заработную плату, так и все виды поощрительных и премиальных выплат. Значения коэффициентов dy и dа устанавливаются вузом самостоятельно; в качестве ориентира могут выступать рекомендации по формированию базы оплаты труда при бюджетном финансировании.
Коэффициент kH, определяющий размер начислений на оплату труда, устанавливается действующим законодательством и составляет в настоящее время kH = 0,356.
Планирование прямых затрат на реализацию данной образовательной программы Зв и затрат на содержание вуза 3п осуществляется путем установления значений и соотвествующих коэффициентов kn и kR и зависит от характера и содержания образовательной программы, структуры и состояния основных фондов образовательного учреждения.
В состав затрат Зп следует включить:
· затраты на содержание и эксплуатацию активной части производственных фондов, непосредственно используемых в учебном процессе по данной образовательной программе;
· затраты на приобретение (обновление) учебного оборудования, необходимого для использования в учебном процессе по данной образовательной программе;
· текущие учебные расходы;
· канцелярские и прочие расходы.
Затраты на содержание вуза Зв предусматривают:
· расходы на содержание и обновление основных фондов вуза (зданий и сооружений, лабораторного оборудования, парка вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, автотранспорта и пр.);
· затраты на издание учебно-методических и научных работ;
· расходы на подготовку и повышение квалификации ППС;
· затраты на поддержание имиджа учебного заведения;
· расходы на социальные нужды;
· прочие расходы.
Очевидно, что образовательные программы одного уровня могут существенно различаться по себестоимости. Например, реализация программы высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело" существенно дороже реализации соответствующих экономических образовательных программ из-за необходимости использования при подготовке врачей лабораторного оборудования, клинической базы, фармацевтических препаратов. Если в такой ситуации применить норматив I рентабельности к полной себестоимости ОУ, то цена на медицинскую специальность будет существенно выше, что, во-первых, нежелательно в рамках одного вуза, а во-вторых, существенно повлияет на спрос.
Нам представляется весьма удачным изложенное в [7] предложение устанавливать норматив рентабельности р относительно не полной себестоимости, а фонда заработной платы ППС.
Проиллюстрируем рассмотренную процедуру затратного ценообразования на примере расчета цены первого года обучения по программе второго высшего профессионального образования специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (2002/1 2003 учебный год).
Исходные данные:
· численность контингента обучаемых - 50 человек;
· средняя ставка почасовой оплаты труда - 110 руб./час;
· общий объем часов учебной работы - 1400 (400 часов аудиторных занятий и 1000 часов индивидуальной работы).
Результаты расчета цены приведены в таблице.
Одновременно проведен сбор информации о ценах на аналогичную образовательную программу в вузах соседних регионов (Пензенская область, Республика Чувашия, Республика Мордовия, Самарская область). Оказалось, что цены колеблются в пределах от 10 до 18 тысяч рублей.
Метод фокус-группа позволяет дать оценку "ощущаемой ценности" данной образовательной программы с точки зрения потенциального потребителя. Фокус - группа размером 7 человек формировалась из представителей крупных корпоративных потребителей областного департамента Федеральной государственной службы занятости населения, специалистов кадровых агентств. В качестве модератора выступал специалист по маркетингу в сфере образования.
Обобщение педагогического опыта
Я стараюсь идти в ногу со временем, чтобы всегда быть интересной для своих учеников. Поэтому девизом своей работы я выбрала слова Аристотеля: Хочешь научить - удиви". Удивлять непросто. Информация, которую ты даешь детям, усваивается на том эмоциональном уровне, какой есть у тебя на данный мом ...
Психологические особенности старшего школьника
Целесообразность использования тестов подтверждается и психологическими особенностями развития старшего школьника, ведь, как мы знаем, процесс обучения невозможен без учета индивидуальных и психологических особенностей. Познавательные процессы старшего школьника характеризуются глубиной, сознательн ...
Лабораторные работы по обучению использованию чертежных и измерительных
инструментов и на измерения
Такого плана лабораторные работы очень важны. Учащихся важно научить использовать чертежные и измерительные инструменты, ведь это умение пригодится не только в дальнейшем изучении математики, но и в их повседневной жизни. Данные лабораторные работы кроме изучения конкретного математического материа ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.