Информация о педагогике » Региональный рынок образования » Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края

Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края

Страница 4

· наименее популярные у абитуриентов специальности должны быть оценены по минимальной цене, при этом нижняя граница (базовая цена) образовательной услуги должна обеспечивать покрытие основных расходов на ведение образовательной деятельности (иными словами, нужен расчет минимально необходимых средств на обучение коммерческих студентов без скрытого задействования госбюджетных ресурсов);

· необходимо систематически проводить индексацию нижней границы цены образовательной услуги в соответствии с ростом стоимости жизни (по официальным индексам);

· в цене образовательной услуги по более популярным образовательным программам должна присутствовать рентная составляющая, призванная изъять «потребительский излишек».

Данная стратегия ценообразования в максимальной степени приспособлена для условий децентрализованной учебной организации. Для подразделений с наименьшим уровнем рыночного спроса цена устанавливается на уровне базовой цены, обеспечивающем минимальную рентабельность. Тем самым организация страхует себя от нецелевого использования госбюджетных средств и устанавливает для этих подразделений задания, нацеливающие их на активную работу на образовательном рынке.

Как определить исходную величину базовой цены? В основу расчетов эффективнее всего положить принцип, гласящий, что любое подразделение на обучение коммерческого студента должно получать средств не меньше, чем «положено на бюджетного студента». Конечно, речь может идти только о текущих расходах, капитальные затраты и дорогостоящее оборудование здесь не учитываются.

Приведем условный пример расчета базовой цены. Пусть норматив годовой нагрузки преподавателя составляет в вузе 600 часов в год, тогда при соотношении «преподаватель - студент» 1:8 для обучения одного студента в среднем необходимо затратить 75 часов в год, что при средней оплате 150 руб. в час составит 11250 руб. в год. С учетом расходов на учебно-вспомогательный персонал расходы составят примерно 14250 руб. в год, а с начислениями на зарплату - около 19000 руб. в год. Считая, что централизованные общевузовские расходы по зарплате добавляют обычно 30 процентов к общей сумме расходов по подразделениям, получим оценку зарплатной части базовой цены в размере 24700 руб. в год.

Далее необходимо оценить все прочие расходы на обеспечение учебного процесса. В качестве первого приближения можно принять оценку 100 процентов от расходов на зарплату. Конечно, это очень грубое приближение, и эту величину можно корректировать. Надо думать, что со временем расходы на зарплату должны становиться все более весомыми в общей смете расходов вуза. Тем не менее если принять данную оценку всех прочих расходов вуза за отправную точку, то в качестве базовой цены в нашем условном примере мы получим 27700 руб. в год, или 13850 руб. в семестр.

Проиллюстрированная выше методика расчета весьма технологична. Если правительством будет проведена индексация оплаты труда, скажем, на 30 процентов, то базовую цену можно будет мгновенно пересчитать и получить - при прочих равных условиях - 31 000 руб. в семестр. Если министерством будет пересмотрено рекомендуемое соотношение «преподаватель - студент» до 1:10, то вместо 27700 руб. мы получим базовую цену 24 500 руб. в семестр.

Будет ли рассчитанная на «кончике пера» величина базовой цены представительной с точки зрения регионального рынка? Здесь необходимы полевые исследования и, прежде всего сведения об уровне цен конкурентов, их ценовых стратегиях, а также об уровне цен на сопоставимых рынках (в сопредельных регионах).

Количественная оценка базовой цены, обеспечивающая минимальную рентабельность, дает организации хороший внутренний ориентир. Например, с точки зрения определения соотношения между расходами по зарплате основных (учебных) подразделений и централизованного аппарата управления. Если в расчет базовой цены заложен норматив соотношения зарплаты основных подразделений и централизованного аппарата управления (включая библиотеку, ВЦ и иные инфраструктурные подразделения) на уровне 70:30, то этот же норматив должен, по идее, выдерживаться и в целом по вузу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельн ...

Дидактическая система методов обучения
Объяснительно-иллюстративный метод Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эт ...

Разработка инновационных форм и методов по подготовке учащихся общеобразовательных школ 7 классов к адекватным действиям в условиях землетрясения
Так как одним из главных критериев верного поведения в критической ситуации является способность человека мыслить рационально и не поддаваться панике, то в начале своей исследовательской деятельности, был проведен опрос среди обучающихся 7 классов с целью выяснить как большинство из них справляются ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru