Правильное определение объекта сделки (образовательной услуги как товара) позволяет найти точку отсчета для практической разработки маркетингового процесса. Ключевую роль здесь играет концепция комплекса маркетинга, позволяющая в систематизированном виде представить процесс разработки товара и его доведения до потребителя. В структуре комплекса маркетинга существенную роль играет вопрос определения цены товара. Детально изученные и широко представленные в экономической литературе различные подходы к рыночному ценообразованию создают хорошую теоретическую и методологическую базу для разработки ценовой стратегии конкретного учебного заведения [4].
Если принять утверждение о том, что цена сделки между вузом и гражданином является рыночным феноменом и никак не связана с будущей полезностью специалиста в народном хозяйстве, то объективные основания для определения цены образовательной услуги надо искать в самом образовании. Следуя общей теории маркетинга, можно утверждать, что «если известны три фактора - график потребительского спроса, функция издержек и цены конкурентов, то компания готова к выбору цены товара» [5].
Особенно важную роль на рынке ОУ играют образовательные учреждения: являясь реальными субъектами рынка и непосредственными участниками образовательного процесса, они оказываются в центре всех происходящих изменений и вынуждены к ним адаптироваться. В этом смысле образовательные учреждения находятся в условиях, адекватных тем, в каких функционируют российские предприятия. Все большее число российских предприятий с целью обеспечения гибкого и эффективного функционирования организует свою деятельность в конкурентной среде с использованием принципов маркетинга. Для субъектов образовательной сферы внедрение маркетинговой философии и использование совокупности современных методов управления и эффективного взаимодействия с внешней средой также становится актуальным.
Роли перечисленных факторов в процессе установления цены различны. Информация об издержках полезна для определения нижней границы цены, данные о потребительском спросе позволяют оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовой стратегии конкурентов важны для «тонкой настройки» [6].
Представляется, что в качестве нижнего предела цены в общем случае может выступать среднеотраслевая величина издержек, определенная на основе общегосударственных нормативов. При этом на практике в конкретных случаях может иметь место и скрытое использование госбюджетных ресурсов для обучения коммерческих студентов и, следовательно, установление заниженной (демпинговой) цены. Верхний предел цены задается способностью рынка «поглотить» предлагаемое количество товара, что связано с престижностью специальности в данный момент, текущими заработками лиц данной профессии, степенью монополизации рынка и т.д. В частности, для того чтобы «уловить» конкретную величину спроса на образовательные услуги по разным специальностям, вузу необходимо устанавливать разные цены на весьма близкие по затратам программы (к примеру, в большинстве вузов специальность «финансы и кредит» обычно дороже, чем «экономическая теория»). В результате в цене образовательных услуг всегда будет весьма значительна «рентная» составляющая.
Одной из наиболее заметных тенденций последних лет стал беспрецедентный рост количества обучающихся в высших учебных заведениях, что обусловлено не только изменением отношения к высшему образованию и расширением предложения ОУ государственными вузами, но и увеличением числа негосударственных высших учебных заведений. В последнее десятилетие оно выросло до 334 (при 580 государственных). Правда, число обучающихся в рамках негосударственной системы составляет только 7%. Динамика структурных сдвигов, связанных с появлением системы негосударственных вузов, представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Структурные сдвиги в системе высшего образования России
1996-2000 гг. |
2001-2002 гг. |
% от общего числа |
2002-2003 гг. |
% от общего числа | |
Число вузов, всего |
535 |
817 |
914 | ||
В т. ч. государственных негосударственных |
535 |
573 244 |
70,1 29,9 |
580 334 |
63,5 36,5 |
Число студентов, всего, тыс. чел. |
2638 |
2965 |
3598 | ||
В т.ч. в государственных в негосударственных |
2638 |
2802 163 |
94,5 5,5 |
3347 251 |
93 7 |
Число студентов на 10000 чел. населения |
178 |
202 |
247 |
Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...
Последовательность выполнения пейзажа детьми дошкольного возраста
Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу необходимо соблюдать последовательность выполнения пейзажа: Начинается с выбора уголка природы, который вы хотели изобразить в своей картине. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере), но есть один способ который позволяет это делать и дома ( ...
Природа детской агрессивности
Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у д ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.