Урок-изучение нового материала

Страница 1

Тема: Структура прозвища.

Цель: сформировать умение выделять основные структурные типы прозвищ.

Оборудование: запись на доске.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с основными структурными типами прозвищ, а также пронаблюдать над их отдельными орфографическими особенностями.

III. Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.

1. Что такое ономастика?

2. Что называют прозвищем?

3. Кто из лингвистов первым сделал попытку определить специфику прозвищ в плане его отличия от неофициальных личных имен? (Н.Н. Ушаков)

4. Назовите основные черты прозвищ (корпоративность, индивидуальность, семантическая наполненность)

5. Что такое окказионализмы?

IV. Проверка д/з.

Ребята, дома вы должны были написать небольшое сочинение на тему "Вот такие разные прозвища". Давайте проверим. (Зачитывают 2-3 человека).

IV. Объяснение нового материала.

Мы видим, как много существует прозвищ и все они разные по своей структуре. Одни состоят из одного слова, другие из двух и более.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что с точки зрения структуры прозвищные именования можно подразделить на следующие типы:

(Запись в тетради)

1) Однословные прозвища - могут быть как простыми словами, т.е. имеющие один корень (например, Рыжий, Лебедь, Карбюратор), так и сложными словами, включающими больше одной корневой морфемы и характеризующимися при этом цельнооформленностью (например, Семицветик, Самовар и т.п.).

2) Двусоставные представляют собой различного вида словосочетания, характеризующиеся отсутствием глагольной формы. Могут быть двухкомпонентными и многокомпонентными.

(Запись на доске)

( - Ребята, может быть вы вспомните прозвища, относящиеся к этим типам?)

Ребята, взгляните: какие части речи могут входить в структуру прозвищ? (Перечисляют - сущ., прилаг., сочетания наречий, служебные слова).

(Запись в тетради)

3) Прозвища-фразы (имеют неограниченное количество видов, образование осуществляется по разным моделям (например, "не обожги", "скопи мешочек", "Люба, слезь с дуба" и т.п.)).

Ребята, давайте вспомним, что такое аббревиатура?

Так вот, существуют

4) Прозвища-аббревиатуры (например, Экс Ник-Ник, Глав, Замбух).

5) Еще ученые выделяют прозвища-формулы (например, CuSO4, A3 (в кубе), Ашдвемолекулы). Они появляются в результате онимизации математических и химических формул. Фиксироваться на письме могут как в виде формул, так и в словесной форме.

Ребята, письменная передача каждого их типов прозвищ вызывает свои трудности. Затруднения в написании вызваны рядом причин. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

V. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Запишите в тетради прозвища и соотнесите их по структурным типам.

Цель: закрепить умение определять структурные типы прозвищ.

Длинноухий-Зайцев, Паровоз, Гайка, не влезай убьет, Нюша Глазка, Машка-новая рубашка, Завклуб, Валя-Мандаля, Вася Фукс, Челюсть в стакане, Н2О, 3 банана, два портфеля.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. В последние годы образовательное ...

Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фант ...

Особенности современной голландской средней школы
Темпы роста голландской экономики про­должают оставаться самыми высокими в Западной Европе. По данным швейцар­ской бизнес - школы IMD, Нидерланды за­нимают четвертую строчку после США. Сингапура и Гонконга в списке первых десяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Долгое время высокая зара­бот ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru