Психолого-дидактические основы проведения лабораторных работ

Страница 1

Мы выделили основные требования к организации лабораторных работ, но для того, чтобы работа была эффективной, необходимо также учитывать возрастные особенности школьников. Мы остановимся на использовании лабораторных работ по математике в 7 – 9 класса средней образовательной школы.

Дети, учащиеся в 7 – 9 классах, переживают очередной этап развития личности – подростковый период. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. У ребенка появляется потребность в самосовершенствовании, самовоспитании, он большое внимание уделяет своей внешности и интересам. Так как подростковый возраст – это возраст проблем, споров и рассуждений, то и мышление начинает проявлять себя с большой энергией. Ребенка интересует многое, и он готов обсуждать что-то очень долго.

В связи с возникновением у подростка способности познать себя, стремления к самоутверждению, самовыражению процесс обучения затрудняется. Авторы различных учебников по возрастной психологии [19] дают рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в 7 – 9 классах.

1. Для развития интеллектуальной сферы школьников, формирования самостоятельности мышления необходимо, чтобы ученик получал общее представление об объекте, а затем переходил к его детальному изучению. Этого можно добиться, используя лабораторные работы на уроках математики. Так как на таких работах ученики сначала знакомятся с общей целью работы, с описанием поставленной проблемы или задачи, а уже затем переходят к ее решению, а после и к выводам. Так, например, при выполнении лабораторной работы, посвященной изучению свойств равнобедренного треугольника, учащиеся понимают, с каким видом треугольников им придется работать. Но только в процессе выполнения лабораторной работы дети узнают эти свойства и переходят к их изучению.

2. Для развития способности работать с книгой для учащихся создают специальные инструкции с целью ориентации учеников. И при проведении лабораторной работы школьникам приходится работать с инструкцией, что способствует развитию внимания. Учащиеся должны вчитываться в каждое предложение, чтобы понять, а затем и правильно выполнить инструкцию.

3. Наличие активного интереса к учебным предметам определяется потребностью школьников в новых впечатлениях, в постоянной умственной деятельности и др. Таким образом, разнообразие методов обучения поможет развить интерес учащихся к предмету.

4. У подростков среди социальных мотивов ведущим является стремление учащихся найти свое место среди товарищей в классном коллективе. А так как лабораторные работы могут выполняться группой, то это позволит школьникам учиться работать в коллективе.

Таким образом, лабораторная работа соответствует возрастным особенностям учеников 7 – 9 классов.

Осуществление дидактических принципов также является условием успешного обучения. Рассмотрим подробнее важнейшие дидактические принципы с учетом специфики составления лабораторных работ.

Принцип доступности. Осуществление этого принципа подразумевает переход от легкого к трудному. При составлении лабораторных работ задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному», предыдущие задания «наводят» ученика на выполнение следующего. Доступность обучения повышается за счет наличия детально подготовленных инструкций и материалов на печатной основе, систем заданий, сочетание умственных и практический действий.

Принцип прочности усвоения знаний. Учащиеся лучше запоминают материал, когда им было интересно, а использование лабораторных работ вызывает интерес школьников к изучаемой теме. Ведь на таких работах учащиеся совершают открытие теоремы или опровергают гипотезу. Прочности усвоения знаний можно добиться через глубокое понимание изучаемого материала. Применение проблемных, практических методов позволяет сделать обучение осознанным, воздействовать на все органы чувств учеников, что позволит прочно усвоить изучаемый материал.

Принцип сознательности. Этот принцип заключается в осмыслении изучаемых понятий и процессов, в их обработке и применении на практике. Понять связь между изучаемым помогают таблицы и схемы. Учащиеся заполняют их при выполнении лабораторных работ. Результатом выполнения работы является вывод, который ученик делает после ее выполнения. После чего учащиеся могут применять полученные знания на практике, в дальнейшем изучении предмета.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Характеристика процесса обучения и его связь с учением
Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Двусторонний характер обучения - содержит всегда взаимосвязанные и взаим ...

Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...

Специфика коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Определяя специфику обучения навыкам связной речи, мы исходили из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно [16]. Этот же принцип предложен В.К. Воробьёвой [1]. При этом мы опираемся на следующие положе ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru