Информация о педагогике » Региональный рынок образования » Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края

Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края

Страница 3

Выбор конкретной модели ценообразования зависит также от ограничений, налагаемых действующим в организации экономическим механизмом и системой принятия решений. По мнению Ф. Котлера, «в небольших компаниях цены устанавливаются не специалистами по маркетингу или продавцами, а руководителями высшего уровня. В крупных же организациях цены, как правило, регулируют менеджеры подразделений и менеджеры товарных линий. Но и здесь высшее руководство задает общие цели и установки ценовой политики и часто утверждает цены, предложенные руководителями низовых звеньев управления» [4]. При этом значение внутрифирменных отношений в процессе установления механизма ценообразования играет весьма значительную роль.

Рассмотрим далее, как особенности действующего в организации хозяйственного механизма могут повлиять на выбор модели ценообразования на образовательные услуги.

В рассматриваемом случае одной из основных характеристик организации является высокая степень децентрализации принятия решений и наличие факультетских фондов денежных средств, полученных от коммерческого набора. В этих условиях одной из важных дополнительных функций цены становится «справедливое» и экономически эффективное распределение средств между централизованными фондами вуза и фондами отдельных подразделений.

Структурно рассматриваемая организация состоит из аппарата центрального управления (ректорат; учебный, научный, коммерческий и другие отделы; бухгалтерия; библиотека; вычислительный центр; хозяйственные службы и другие подразделения научно-учебно-производственной инфраструктуры вуза) и факультетов. В вопросах финансирования из государственного бюджета для выполнения государственного заказа (обучение на плановых местах и выполнение госбюджетных научных тем) организация является в высокой степени централизованной, с единым централизованным бюджетом и централизованным распределением средств между подразделениями. Децентрализация имеет место только в вопросах коммерческого обучения.

Для того чтобы заинтересовать подразделения (факультеты) в существенном расширении коммерческого обучения, в 90-х годах ректораты многих вузов вуза принимают решения существенно расширить экономические права подразделений. Из средств, которые вузы получали за обучение студентов на коммерческих местах, подразделения стали получать отчисления. Нормативы отчислений утверждались учеными советами вузов. Для аккумулирования отчислений были созданы лицевые счета подразделений. В период максимального развития самостоятельности подразделений (в 1997-2002 годах) эти лицевые счета были связаны с банковским счетом вуза, так что руководители подразделений всегда имели возможность оперативно получить наличные деньги через банкомат либо оплатить приобретение оборудования, компьютеров, расходных материалов с помощью кредитной карточки.

Для эффективного управления финансами организации создавались бюджеты вузов, состоящий из бюджета централизованных средств и бюджетов подразделений. Кроме средств, полученных от государственного бюджета, в состав централизованных средств вуза поступает часть средств от коммерческого приема. Бюджет централизованных средств контролируется ученым советом вуза и предназначен для покрытия расходов на общевузовские цели, поддержание инфраструктуры и развитие новых перспективных направлений науки и образования. Бюджеты подразделений контролируются учеными советами подразделений и расходуются по следующим направлениям: обеспечение условий обучения коммерческих студентов, развитие подразделений и повышение оплаты труда.

В рамках охарактеризованной выше модели хозяйственного механизма стратегия ценообразования вуза, по мнению автора, должна строиться на основе следующих требований:

· цены на образовательные услуги должны быть дифференцированными в зависимости от специальности, формы обучения, срока оплаты;

· расчет цены образовательной услуги должен быть связан с выделением в составе цены двух составляющих: минимального уровня (базовой цены) и рентной составляющей;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фант ...

Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; мотивы, связанные с самим процессом ...

Оценка определения социально-психологических характеристик группы
Социометрия – это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru