Таблица 6 - Динамика изменения средней цены на рынке экономического образования Алтайского края области
Показатели |
Ед. измерен. |
1995 г. |
1997 г. |
1999 г. |
2001 г. |
2003 г. |
2006 г. |
Средняя приведенная цена по рынку |
Р. |
12648 |
14388 |
14977 |
9603 |
8512 |
8288 |
Темп роста по отношен, к предыдущему году |
% |
100 |
113,8 |
104 |
64 |
88,6 |
97,4 |
Общая характеристика изменения спроса на рынке не учитывает специфики изменений в каждом конкретном вузе. В большинстве случаев вывести четкую тенденцию к росту или падению спроса в том или ином вузе не удалось, однако можно выделить ряд вузов (группа А), в которых наблюдается определенная стабильность роста спроса на ОУ. Исследования показали также, что происходит рост популярности обучения экономическим специальностям в негосударственных вузах (очевидно, в связи с легкостью поступления и возможностью получения диплома государственного образца).
В остальных вузах (группа Б) определенные тенденции в изменении спроса на экономическое образование отсутствуют.
На начало 2005 года можно было говорить об сложившейся рыночной конъюнктуре юридического образования, произошла относительная стабилизация как спроса и цены. При анализе основных тенденций ценовых изменений на рынке выделяются две основные группы вузов. Первая группа характеризуется ростом цены на ЮОУ в период с 1995 по 1997 годы, затем следовал очень незначительный ее рост, почти стабилизация с учетом уровня инфляции.
В этой группе вузов цены растут незначительно на 1500 - 2000 ( от 15000 до 19000 рублей за год обучения. Это может быть связано с наступлением определенной сбалансированности цены и спроса для данного вуза, нахождением им собственной ниши на рынке юридических образовательных услуг
Для другой группы вузов характерен более значительный рост цен в течение всего рассматриваемого периода
Такой рост цен вызван различными факторами. К примеру, для ААЭиП причиной значительного роста цены явилось расширение материальной базы и в связи с этим роста популярности обучения в этом вузе, следствием чего стало повышение спроса. Рост цены на обучение в АГУ вызван надежностью обучения, постоянным интересом к классическому образованию, высокой котировкой диплома ВУЗа на краевом рынке труда .
Как известно, цена является одним из главных факторов конкурентоспособности на любом рынке. Ценовая политика большинства алтайских вузов основывается на учете этой зависимости. Исследование рынка ЭОУ Алтайского края приводит, однако, к выводу об отсутствии тесной зависимости между ценовыми изменениями и динамикой спроса.
Полученные результаты позволяют рекомендовать вузам использовать маркетинговый инструментарий для мониторинга динамики спроса и цены на рынке, а результаты исследований рынка высшего образования - для корректировки своей маркетинговой политики. Особое внимание рекомендуется обратить на факторы неценовой конкуренции. Одними их главных факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами, оказываются престижность, имидж вуза и формированию имиджа вуза на рынке образовательных услуг.
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...
Наблюдение – как средство формирования у старших дошкольников знаний об аквариумных
рыбках его
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие ...
Конкурентоспособность личности
Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России. Российская система образован ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.