В целях повышения наукоемкости и культуроемкости профессионального образования как целостной системы в Институте профессионально-технического образования (ИПТО) РАО (Санкт-Петербург) разработана концепция, в соответствии с которой проводится широкая экспериментальная проверка образовательных систем, охватывающих все типы учебных заведений и структуры управления. Многолетние исследования на региональных объектах показали, что при выработке механизма регулирования развития начального и среднего профессионального образования конечным критерием оценки деятельности образовательной системы являются образованность, уровень культурного развития, многопрофильность, многоуровневость, занятость и трудоустройство. Поэтому так остра проблема получения профессионального образования, в первую очередь для молодежи и высвобождающегося населения.
Анализ структуры подготовки рабочих и специалистов в некоторых регионах говорит о значительном дисбалансе ее соотношения с отраслевой и региональной потребностью. Углубляется расслоение работников по уровню образования, уменьшается доля населения, получившего высшее образование.
Все это и многое другое коренным образом меняет сложившуюся систему подготовки специалистов-профессионалов по структуре и качеству выпускаемых специалистов.
Ведущей идеей развития начального профессионального образования выступает жизненная необходимость во всеобщей социализации и профессионализации населения России. К основным средствам реализации этой цели относят следующие:
- создание интенсивных, гибких, дифференцированных систем обучения, обеспечивающих высокое качество образовательной и профессиональной подготовки;
- непрерывное развитие личности на основе гуманизации, интеграции, демократизации и дифференциации образования;
- создание системы непрерывного профобразования (допрофессиональное – начальное – среднее – высшее – дополнительное – научной подготовки);
- кооперация учебных заведений и производства;
- интегративная стандартизация начального, среднего и высшего профобразования;
- создание научно обоснованной типологии существующих и вновь создаваемых образовательных учреждений;
- демократизация управления всеми подсистемами профобразования;
- его многоуровневость, многопрофильность;
- переход от технологического подхода в развитии системы профобразования к социально-педагогическому, гуманитарному;
- скоординированная согласованность социальных, образовательных, государственных и негосударственных структур, конкретных производств и фирм в области подготовки рабочих и специалистов;
- преемственность всех видов образования и образовательных услуг в условиях непрерывного профобразования.
Главные цели начального профессионального образования:
1. удовлетворить потребности личности и общества в профессиональных образовательных услугах;
2. подготовить квалифицированных работников, способных обеспечивать все потребности экономической и социальной сфер жизнедеятельности общества, социализацию и профессиональное самоопределение личности.
В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер их взаимоотношений. В связи с возникновением и распространением новых типов учебных заведений начального образования (лицеи, колледжи, центры и т.д.), следует специально рассмотреть вопрос о статусе этих учебных заведений в общей системе непрерывного образования. Эти заведения заслуженно завоевали не только общеобразовательные, профессиональные, но и социальные позиции в обществе, они обеспечивали преемственность, позволяли последовательно получать начальное, среднее и высшее профобразование.
Эмоциональная отзывчивость
Как уже отмечено ранее, главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Рассматривая эмоциональную отзывчивость как ядро музыкальности, остановимся на характеристике понятия "эмоции". Многие исследователи в различной литературе дают понятие эмоция ...
Лабораторные работы по обучению использованию чертежных и измерительных
инструментов и на измерения
Такого плана лабораторные работы очень важны. Учащихся важно научить использовать чертежные и измерительные инструменты, ведь это умение пригодится не только в дальнейшем изучении математики, но и в их повседневной жизни. Данные лабораторные работы кроме изучения конкретного математического материа ...
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.