а) Помогают совершенствованию техники чтения и развития речи упражнения, приведенные ниже:
Звуковая разминка.
Артикуляция.
Слова, трудные для произношения (портфель, иллюминация)
Скороговорки.
Чистоговорки.
б) Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
Игра «Фотоглаз».
Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
«Молния».
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния» и продолжается с 20 секунд (в начале) до 2-х минут.
Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
«Буксир»
Взрослый читает текст, варьируя скорость чтения в пределах 80 – 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за взрослым. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово.
в) Это упражнение для развития скорости и гибкости.
Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, т.к. они видят свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи.
Чтение за взрослым (вслух). Это упражнение вырабатывает скорость произношения слов.
За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
«Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
Чтение «Разведка». Это чтение используется в целях обучения детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети с максимальной для них скоростью просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети не только учатся вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
Чтение «Спринт». Небольшие отрывки текста учащиеся начинают читать одновременно на скорость (чтение про себя), текст незнакомый, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы к тексту. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
«Жужжащие чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах.
5. Контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и нашей авторской программой курса.
Возрастные особенности подростков
Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих ...
Констатирующий
эксперимент и его анализ
Экспериментальное исследование проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада № 123 г. Тюмени. В исследовании участвовало 20 детей с ОНР III уровня, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы. Исследование состояния связной речи начиналось с изучения имею ...
Возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия у
младших школьников
Данную главу мы посвятим доказательству наличия в методике драматизации реальных возможностей в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников. Содержание главы сведется к изложению сведений о возможностях в этом отношении литературы на правах принадлежности ее к разряду видов и ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.