Информация о педагогике » Организация самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения » Методические рекомендации по организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения

Страница 2

Если ребенок читает слово, данное в упражнении, неудовлетворительно, нужно попросить его перечитать. Выполнение упражнений, безусловно, значительно облегчит последующее самостоятельное чтение детьми литературных произведений. Пример урока с применением подготовительных упражнений приведен в Приложении 1.

Так же можно проводить работу с карточками. С этой целью в период обучения грамоте применяю разноуровневые карточки. Для быстрого ориентирования карточки обозначены различным цветом. Жёлтый для детей, не владеющих чтением, зелёный - для читающих. Тексты и задания для жёлтых карточек можно составить так, чтобы они не повторялись с упражнениями в учебнике, например: сравнение слов, чем похожи, чем различны, какие слова можно отнести к данной схеме и почему. Вариативность подбора заданий идёт по принципу от простого к сложному. В раздаточном материале можно использовать игровые упражнения, логические задания, шутливые стихотворения, которые ребята выполняют с удовольствием. (Приложение 2)

2. Самостоятельное изучение нового материала, аналогичного ранее усвоенному, проводимое по детальной инструкции.

Здесь возникает вопрос - как организовать самостоятельную работу учащегося с учебником и дополнительной литературой на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома.

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Целесообразней ученикам при работе с текстом предложить выполнить ряд заданий по технологической карте, так самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Здесь можно использовать следующие методы:

а) Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

б) Оценка текста.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему? В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

в) Задай вопрос.

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать».

Формулируя вопрос, ученик совершает акт «торможения», определяя уровень своего знания и примерные ориентиры «незнания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Вопрос о необходимости изучения прозвищ в школе
К лингвистическому краеведению в школе особенно часто стали обращаться в последнее время в связи с включением в образование регионального компонента. Конечная цель курса - приобщение школьников к национальной языковой культуре. В условиях девальвации духовных ценностей эта работа особенно важна. Пр ...

Основные направления деятельности детских библиотек России по формированию патриотического воспитания детей
На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность и своеобразие, самобытность каждого региона (края) [105]. Краеведение стало одной из необходимых основ укрепления региона как единой системы ...

Принципы личностно – ориентированного профессионального обучения
В современной педагогике большинство исследователей выделяют две парадигмы образования: когнитивную и личностную. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru