Информация о педагогике » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения » Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения

Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения

Страница 5

Мы наблюдали, как в третьем классе при выполнении коробочки-куба учитель продемонстрировал неприглядный образец, наспех сделанный из невзрачного серого картона, с поверхностью весьма плохо обработанной, с изломами. Изделие не вызвало у детей интереса к предстоящей работе, не пробудило эстетического настроения. Под эстетическим настроением понимается эмоционально приподнятое состояние, вызванное созерцанием красивого предмета или успешной деятельностью по созданию его. Учащиеся по обязанности выслушали инструктаж учителя, по обязанности приступили к выполнению задания.

В другом классе на уроке, посвященном изготовлению этой же модели, был продемонстрирован привлекательный образец, аккуратно выполненный, дополненный разнообразными деталями. На школьников он произвел сильное впечатление, с увлечением они взялись за дело. На всех этапах работы чувствовалось их горячее стремление к эстетическим результатам труда. Два предмета, одинаковые по назначению, оказывают различное по силе воздействие на школьников: один порождает безразличие и нетребовательность к своей работе, другой заинтересованность и увлеченность, воспитывает вкус и стремление к высоким конечным результатам труда.

Следовательно, объекты труда имеют различные возможности эстетического воздействия на школьников в зависимости от своего внешнего вида. Но это не все. Эти возможности различны и в зависимости от характера трудового процесса, который они предполагают.

В одном из классов учительница раздала учащимся по листу бумаги и шаблоны и предложила сделать модель ракеты. Дети обвели карандашом шаблоны деталей, вырезали, склеили. Модели готовы. Ни анализа модели, ни планирования труда, ни анализа чертежа, ни осмысленной разметки, ни продуманной обработки материала, ни отделки. Учительница исключила из трудового процесса такие звенья, которые могли быть эффективно использованы с точки зрения эстетического воспитания.

Совсем иначе эта работа была выполнена в другом классе. Трудовой процесс здесь был не только насыщеннее трудовыми операциями, но и осмысленным, интересным, творческим. Дети под руководством учителя дали обстоятельный анализ изделия: установили из чего и каким образом сделана модель, дали ей оценку, т. е. попытались определить, нравится ли она и чем именно. При планировании не только определили содержание и последовательность трудовых операций, но и установили связь целесообразной последовательности с высокими результатами труда. При анализе чертежа, разметке школьники активно стремились осмыслить и сделать первые шаги в реализации конструкторского и технологического замысла. В противоположность предыдущему классу они сами давали цветовое решение, производя покраску ракет гуашью и лаком, сами предлагали и выполняли украшающие полосы и т. д.

Таким образом, осуществляя выбор изделий для изготовления на уроках трудового обучения, учитель, прежде всего, должен предъявить к ним требование: объекты труда должны обладать значительными возможностями эстетических воздействий на учащихся.

Во-вторых, изделие по своей технологии должно соответствовать уровню развития детей, чтобы изготовление его не было слишком легким или слишком трудным, чтобы процесс труда не представлял из себя ни бездумной игры, ни бесплодного мученичества, чтобы он был и напряженным и в то же время плодотворным и радостным. Если трудовое задание окажется слишком легким, оно не вызовет необходимого напряжения интеллектуальных и физических сил ребенка, а значит, лишит его возможности эффективного развития, радости созидания, творчества в процессе труд. Напротив, если оно окажется чрезмерно трудным, школьник потеряет веру в свои силы, в успех дела. Это погасит его интерес и творческое настроение, что недопустимо при эстетическом воспитании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного развития детей
В представлении великого чешского педагога Я.А. Коменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей п ...

Психологические особенности профессии типа «Человек – природа»
Профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы, относятся к типу «Человек – природа». В объектах живой природы помогают ориентироваться биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология). Труд человека в области профессий типа «Человек – п ...

Развитие профессиональной компетентности учащихся по профессии «Мастер по лесному хозяйству»
Профессиональная подготовка учащихся по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» включает в себя изучение следующих циклов: 1. Общетехнический цикл (черчение, материаловедение, элементы технической механики, электротехника) 2. Общепрофессиональный цикл (охрана труда, экономика лесного и охотнич ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru