Внимание — это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.
Выготский в рамках культурно исторической теории высших психических функций занимался анализом внимания как высшей психической функции. По мысли Л.С. Выготского, в одном из своих ранних экспериментальных исследований "Развитие высших форм внимания в детском возрасте" писал: "Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием, таким образом внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием." [ 3 ]
Приведенное высказывание со всей ясностью показывает, что никакого собственно натурального внимания нет, если не считать таковым безусловную ориентировочную реакцию. Внимание с самого начала формируется как специфически человеческая психическая деятельность под влиянием общения, воспитания. [4]
Понимание процессов и явлений внимания как особых свойств процесса восприятия внимания высказывает А.Н.Леонтьев: "Я думаю все-таки, что полнее, ближе и точнее эти своеобразные явления охватываются общим учением о восприятии, о перцептивной деятельности". [39]
Разрабатывая эту идею, Ю.Б.Гиппенрейтер вслед за А.Н.Леонтьевым формулирует предположение о непосредственной связи эффектов внимания и их проявления в сознании со структурой и динамикой деятельности. Суммируя взгляды А.Н.Леонтьева на проблему внимания, Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает: "Внимание не имеет самостоятельной сущности. Оно присутствует во всякой деятельности. Только через анализ структуры деятельности мы можем понять природу внимания и проникнуть в его свойства" Более того, "у внимания нет самостоятельных свойств. Все, что мы описываем как свойства внимания, по существу есть лишь различные свойства деятельности" [8, с.62, 63].
В статье "К проблеме внимания" П.Я. Гальперин высказывает следующее: "Когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. В основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:
1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности [7, с.118].
Другая трактовка внимания представлена в книге "общая психология" С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает протекание всех познавательных процессов.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Педагогу необходимо знать особенности его формирования. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, отвлекаемостью и рассеянностью. Эти особенности можно использовать в качестве показателей внимания у старших школьников. При развитии внимания большое значение имеет учет их психологических особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.
Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника
Деление традиций, обычаев на регулирующие отношения и деятельности людей в семье и обществе, разумеется, условно, так как отношения, несомненно, сопутствуют любви деятельности и проявляются в ней. Таким делением мы в данном случае подчеркиваем то, что первые, главным образом, решают задачу формиров ...
Психологические требования к личности учителя
В "Толковом словаре" В. Даля слово "учитель" определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя осн ...
Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного
развития детей
В представлении великого чешского педагога Я.А. Коменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей п ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.