Понятие, виды и сущность внимания

Страница 4

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек [8, с. 251].

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная [8, с.254].

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. [8, с.259].

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек , страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется [8, с.259].

Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли - один из источников рассеянности внимания школьников [8, с.262].

Таким образом, внимание – функция интереса. Оно связано с потребностями личности, устремлениями и желаниями, с ее общей направленностью и с целями, которые она себе ставит. Решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием, внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. У внимания нет самостоятельных свойств, свойства внимания это различные свойства деятельности. Скучное преподавание - один из источников рассеянности внимания школьников, в этом случае развитие внимания будет затруднено.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Динамика гендерных различий в уровне притязаний детей старшего дошкольного возраста
Для изучения гендерных различий в уровне притязаний детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика "Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности" Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной. Данная диагностика включает в себя три серии, которые проводят по выбор ...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ различных видов
В предыдущих параграфах мы выделили различные виды лабораторных работ, привели примеры таких работ. Теперь рассмотрим методические рекомендации по подготовке и организации таких работ. Среди лабораторных работ в зависимости от используемых средств нами выделены следующие: лабораторные работы по обу ...

Процесс модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации с точки зрения Болонского процесса
В настоящем разделе будут отмечены схождения и расхождения, наблюдающиеся между странами Западной Европы, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, с точки зрения соответствия образовательных систем принципам и целям Болонского процесса. К сожалению, приходится констатировать, что «западн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru