Информация о педагогике » Развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

Развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие школьников, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Школы призваны создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития школьников и осуществить его подготовку к школе.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Школьники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание школьника отражает его интересы по отношению к занятиям.

Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой, так и сложной. Проблема внимания — одна из сложных проблем в педагогике. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Внимание рядом авторов трактуется как сенсорный феномен (зрительное, слуховое, тактильное внимание) т.е. как фактор, который способствует только избирательному протеканию приема и переработки различной информации.

Другая трактовка внимания представлена в книге "общая психология" С.Л. Рубинштейна, где внимание рассматривается как фактор, который обеспечивает протекание всех познавательных процессов. Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом. "Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка, внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира".

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, таким как память, мышление, восприятие или воображение, но оно есть главное условие осуществления познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности.

Исторически сложившаяся система школьного образования подчинена задаче усвоения умений и навыков. Развитие внимания у старших школьников в рамках такой системы рассматривается, как важнейшая предпосылка успешности обучения. Ученик может быть талантливым, но имея рассеянное внимание, он всегда будет иметь пробелы в знаниях.

Актуальность исследования, заключается в том, что сегодня рекомендации и методики для педагогов по развитию внимания относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации развития внимания у старших школьников, хотя на сегодняшний день для успешного обучения необходимо чтобы старшеклассники на уроках были особо внимательны.

Объектом исследования является внимание старших школьников.

Предметом исследования является развитие внимания у старших школьников в процессе изучения темы графический редактор.

Целью исследования является определение методов и возможностей развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ психолого–педагогической литературы по данной проблеме;

2) определить основные методы и условия, способствующие развитию внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор.

3) разработать методическую систему упражнений развития внимания у старших школьников в процессе изучения темы: графический редактор.

4) дать оценку эффективности предложенной методики посредством педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: уровень внимания, а значит и успеваемость у старших школьников будет выше, если в процессе изучения темы графический редактор строить урок по модульному принципу, т.е. выбирая разделы из разных учебников. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит уровень внимания, успеваемость и будет способствовать развитию интереса у учащихся к учебной деятельности.

Методы исследования включают: аналитический и педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый; в который в свою очередь входят методики: наблюдения, опроса, тестирования, обработка и интерпретация результатов.

База исследования: МОУ средняя школа № 12, старшие школьники, ученики 9-го класса, в количестве 17 человек. Опытно-эксперементальная работа проводилась с полного согласия старших школьников.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы могут применяться при разработке методических пособий по развитию внимания, познавательных и творческих способностей у старших школьников не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов.

Новые статьи:

Освоение культурологического образа на второй стадии культурологической драматизации
Освоение культурологического образа школьниками среднего и старшего возраста имеет свои особенности. Прежде всего, их социокультурное и кросскультурное пространство качественно изменилось. Изменился и сам способ освоения культурологического образа. 2 КО теперь не только устный результат воображения ...

Возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
Данную главу мы посвятим доказательству наличия в методике драматизации реальных возможностей в развитии эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников. Содержание главы сведется к изложению сведений о возможностях в этом отношении литературы на правах принадлежности ее к разряду видов и ...

Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
В развитии личности ребенка дошкольного возраста важное место занимают знания. При отборе содержания знаний следует учитывать, что знание лежит в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру. Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в един ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru