Урок – экскурсия

Страница 1

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

Учителя, сознавая стимулирующую силу, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Экскурсия, которая проводится по программе природоведения в начальных классах ¾ это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). Анализ содержания уроков-экскурсий по природоведению свидетельствует о том, что в курсе этого предмета проводятся такие его виды:

Урок-экскурсия

Вступительный Текущий Итоговый

Многотемный Однотемный Многотемный

Изображенные на схеме виды уроков-экскурсий позволяют узнать макроструктуру каждого из них. Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов.

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

Указание темы урока-экскурсии по программе природоведения.

Указание его вида.

Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику природоведения.

Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель загодя хорошо изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).

Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.

Разработка методики проведения урока-экскурсии.

Подготовка школьников к уроку.

Подбор необходимого оборудования.

Текущий урок-экскурсия по природоведению является однотемным. По дидактической сути ¾ это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением младшими школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает несколько взаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов:

Организация класса

Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.

Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.

Усвоение новых знаний, умений и навыков.

Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.

Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.

Домашнее задание.

Итоги урока.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
В данном параграфе нам предстоит дать определение феномену, составляющему человеческой личности, называемому эмоциями, наличие, определенная развитость которых обуславливает такое качество человека, как эмоциональное восприятие окружающего мира. В данном параграфе нам предстоит также произвести хар ...

Методика работы по развитию эстетического восприятия пейзажа
На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, педагог заостряет его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в с ...

Организация рабочего места ученика
Всякая работа требует соответствующих условий. Для деревообработки это в первую очередь правильно вы бранное оборудование и рабочее место. Мастерить из древесины можно в любом помещении, важно только, чтобы оно было сухим, светлым и хорошо проветриваемым. В связи с тем, что работа сопряжена с не бо ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru