Социальный аспект формирования у будущих рабочих опыта организационно-управленческих отношений располагается в социальном заказе нашего общества на личность труженика, готового и способного наряду с выполнением производственных функций участвовать в управлении производственными и общественными делами своего трудового коллектива, коллектива предприятия, государства. Именно в этом контексте сознательная организационно-управленческая деятельность личности представляет как проявление функции политической образованности и может отражать требования закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
Социально-педагогический аспект формирования у воспитанников училища опыта организационно-управленческой деятельности проявляется, прежде всего, в определении структуры и содержания ее основных функций, их взаимосвязи с другими компонентами целостного опыта производственника.
В основе преобладающего большинства классификаций основных функций рассматриваемой деятельности лежит операционно-стадиальный подход: содержание каждой функции реализуется с помощью совокупности определенных операций, а сама организационно-управленческая деятельность выступает как система следующих друг за другом функций. Так, наиболее часто в организационно-управленческую деятельность включаются функции по подготовке и принятию решения, регулированию и контролю.
Вследствие анализа и обобщения вопросов структурирования организационно-управленческой деятельности можно выделить ее модельную структуру организаторской деятельности.
Таблица 2.1. Структура организаторской деятельности
Этапы развития |
Уровни зрелости |
Основные функции | ||
1-й |
Соисполнение и исполнение |
Подчинение |
Выполнение |
Отчет |
2-й |
Управление и самоуправление |
Координация и саморегулирование |
Корректировка и самопроектирование |
Учет и самооценка |
3-й |
Организация и самодеятельность |
Руководство и принятие решения |
Планирование и определение цели |
Контроль и выработка критериев оценки |
Если социально-педагогический аспект формирования личности будущего рабочего рассматривать в выработке у него профессионального мастерства, а как носителя производственных отношений развитого общества – в выработке позиции коллективиста, то можно сказать о том, что зависимость процесса становления и развития профессионального мастерства не непосредственна – она обусловлена процессом становления и развития у будущего труженика опыта организационно-управленческой деятельности.
Роль педагогической практики в формировании у будущих учителей
психолого-педагогических и методологических навыков
география педагогический практика методологический Содержание психолого-педагогической практики с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива; воспитательную работ ...
Опытная педагогическая работа
Экспериментального исследование проводилось на базе средней школы Республики Дагестан Целью опытно-экспериментальной работы изучение знаний о культурных традициях, влияющих на формирование личности школьника. На первом – констатирующем этапе осуществлялся предварительный мониторинг возможностей нач ...
Аналитический обзор лабораторных работ по математике, предлагаемых в
литературе для учителей и учащихся
В предыдущих параграфах мы выделили виды лабораторных работ по видам используемых средств на занятии и по основной дидактической цели, а также рассмотрели требования к организации лабораторных работ. Рассмотрим теперь некоторые примеры этих работ, предлагаемых авторами различных методических пособи ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.