Социальный аспект формирования у будущих рабочих опыта организационно-управленческих отношений располагается в социальном заказе нашего общества на личность труженика, готового и способного наряду с выполнением производственных функций участвовать в управлении производственными и общественными делами своего трудового коллектива, коллектива предприятия, государства. Именно в этом контексте сознательная организационно-управленческая деятельность личности представляет как проявление функции политической образованности и может отражать требования закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
Социально-педагогический аспект формирования у воспитанников училища опыта организационно-управленческой деятельности проявляется, прежде всего, в определении структуры и содержания ее основных функций, их взаимосвязи с другими компонентами целостного опыта производственника.
В основе преобладающего большинства классификаций основных функций рассматриваемой деятельности лежит операционно-стадиальный подход: содержание каждой функции реализуется с помощью совокупности определенных операций, а сама организационно-управленческая деятельность выступает как система следующих друг за другом функций. Так, наиболее часто в организационно-управленческую деятельность включаются функции по подготовке и принятию решения, регулированию и контролю.
Вследствие анализа и обобщения вопросов структурирования организационно-управленческой деятельности можно выделить ее модельную структуру организаторской деятельности.
Таблица 2.1. Структура организаторской деятельности
Этапы развития |
Уровни зрелости |
Основные функции | ||
1-й |
Соисполнение и исполнение |
Подчинение |
Выполнение |
Отчет |
2-й |
Управление и самоуправление |
Координация и саморегулирование |
Корректировка и самопроектирование |
Учет и самооценка |
3-й |
Организация и самодеятельность |
Руководство и принятие решения |
Планирование и определение цели |
Контроль и выработка критериев оценки |
Если социально-педагогический аспект формирования личности будущего рабочего рассматривать в выработке у него профессионального мастерства, а как носителя производственных отношений развитого общества – в выработке позиции коллективиста, то можно сказать о том, что зависимость процесса становления и развития профессионального мастерства не непосредственна – она обусловлена процессом становления и развития у будущего труженика опыта организационно-управленческой деятельности.
Коммуникативное обучение грамматике и его особенности
Коммуникативное обучение появилось в то время, когда требовались серьезные изменения в парадигме обучения английскому языку. Традиционные методики не отвечали потребностям взрослого населения Европы. Коммуникативное обучение оказалось привлекательным для тех, кто искал более гуманистический подход ...
Игра как вид обучающей деятельности. Функции игровой деятельности
«Вся наша жизнь – игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых си ...
Понятие «Проектная методика»
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащег ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.