На основании теоретического анализа исходных методических позиций проблемы формирования у будущего молодого рабочего опыта производственника ее социологического, социально-педагогического, социально-психологического, а также психолого-педагогического аспектов, анализ педагогического опыта и опытно–экспериментальная работа позволили определить педагогические условия повышения эффективности формирования у учащихся опыта организационно-управленческой деятельности в процессе их ПО. К важнейшим из них можно отнести:
– осознание учащимися общественной значимости организаторской деятельности в учебном и производственном процессе, который построен на началах самостоятельности, личной инициативы, ответственности и организованности;
– включение будущих молодых специалистов в движение изобретателей и рационализаторов;
– вооружение юношей и девушек основными умениями компетентной организаторской деятельности, умением планировать работу небольшого коллектива, распределять в нем обязанности в процессе общественного труда, координировать трудовые усилия каждого в соответствии с единой для всех целью контролировать, оценивать и анализировать итоги коллективной производственной деятельности;
– педагогическое руководство организаторской деятельностью учащихся со стороны мастера ПО.
С целью приобщения учащихся к коллективному обсуждению конкретных вопросов организаторской деятельности применяется такая форма приобщения, как производственное совещание учащихся группы. На нем каждый имеет возможность принять участие в принятии коллективного решения, пройти школу критики и самокритики при рассмотрении производственных дел.
Педагогическое руководство мастера в решении данной проблемы заключается в первую очередь в личном примере его работы как организатора коллективного производительного труда учащихся, в исполнении им на уроках ПО организаторского опыта передовых рабочих предприятия, в приобщении учащихся к наиболее эффективным формам коллективного труда, имеющим широкое распространение в производстве.
При выполнении рассмотренных условий возможно повышение уровня самоуправления учащихся в организации ПО что, в конечном счете, выразится в укреплении в группе дисциплины, в развитии отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, в росте профессионального мастерства будущих рабочих, в успешной адаптации выпускников на производстве.
Необходимо отметить, что эффективное функционирование самоуправления в учебной группе ПТУ зависит от квалифицированной помощи мастера и классного руководителя.
Целью педагогической помощи ученическим общественным организациям и организациям их самоуправления является создание условий для их успешного функционирования; вовлечение всех учащихся в управление жизнью коллектива, обеспечения каждому учащемуся активной жизненной позиции в коллективе на основании развитой системы самоуправления; помощь в подготовке актива к работе в органах самоуправления и поднятие его авторитета; развитие организаторских качеств воспитанников.
Мастер ПО выступает не только в роли организатора самоуправления в коллективе учебной группы и занимается решением задачи создания органов коллектива, но и заботится о том, чтобы эти органы имели реальные функции, права и обязанности и решали интересные общественно значительные задачи. В этом и заключается практическое воплощение процесса самоуправления.
Пути повышения эффективности урока естествознания в начальной школе
Любой урок естествознания имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании это ...
Причины трудновоспитуемости подростков
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть о ...
Теория интенсификации обучения Л.В. Занкова
Суть теории: программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках п ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.