На основании теоретического анализа исходных методических позиций проблемы формирования у будущего молодого рабочего опыта производственника ее социологического, социально-педагогического, социально-психологического, а также психолого-педагогического аспектов, анализ педагогического опыта и опытно–экспериментальная работа позволили определить педагогические условия повышения эффективности формирования у учащихся опыта организационно-управленческой деятельности в процессе их ПО. К важнейшим из них можно отнести:
– осознание учащимися общественной значимости организаторской деятельности в учебном и производственном процессе, который построен на началах самостоятельности, личной инициативы, ответственности и организованности;
– включение будущих молодых специалистов в движение изобретателей и рационализаторов;
– вооружение юношей и девушек основными умениями компетентной организаторской деятельности, умением планировать работу небольшого коллектива, распределять в нем обязанности в процессе общественного труда, координировать трудовые усилия каждого в соответствии с единой для всех целью контролировать, оценивать и анализировать итоги коллективной производственной деятельности;
– педагогическое руководство организаторской деятельностью учащихся со стороны мастера ПО.
С целью приобщения учащихся к коллективному обсуждению конкретных вопросов организаторской деятельности применяется такая форма приобщения, как производственное совещание учащихся группы. На нем каждый имеет возможность принять участие в принятии коллективного решения, пройти школу критики и самокритики при рассмотрении производственных дел.
Педагогическое руководство мастера в решении данной проблемы заключается в первую очередь в личном примере его работы как организатора коллективного производительного труда учащихся, в исполнении им на уроках ПО организаторского опыта передовых рабочих предприятия, в приобщении учащихся к наиболее эффективным формам коллективного труда, имеющим широкое распространение в производстве.
При выполнении рассмотренных условий возможно повышение уровня самоуправления учащихся в организации ПО что, в конечном счете, выразится в укреплении в группе дисциплины, в развитии отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, в росте профессионального мастерства будущих рабочих, в успешной адаптации выпускников на производстве.
Необходимо отметить, что эффективное функционирование самоуправления в учебной группе ПТУ зависит от квалифицированной помощи мастера и классного руководителя.
Целью педагогической помощи ученическим общественным организациям и организациям их самоуправления является создание условий для их успешного функционирования; вовлечение всех учащихся в управление жизнью коллектива, обеспечения каждому учащемуся активной жизненной позиции в коллективе на основании развитой системы самоуправления; помощь в подготовке актива к работе в органах самоуправления и поднятие его авторитета; развитие организаторских качеств воспитанников.
Мастер ПО выступает не только в роли организатора самоуправления в коллективе учебной группы и занимается решением задачи создания органов коллектива, но и заботится о том, чтобы эти органы имели реальные функции, права и обязанности и решали интересные общественно значительные задачи. В этом и заключается практическое воплощение процесса самоуправления.
Латиноамериканские танцы для детей младшегошкольного возраста
Бальный танец как один из видов хореографического искусства – является действенным средством развития ребенка. Занятия латиноамериканскими танцами, которые в основе своей содержат популярные народные танцы доведенные исполнителями профессионалами до совершенства не только учат понимать прекрасное, ...
Формирование познавательного интереса как психолого-педагогическая
проблема
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в ...
Значение овладения устной речью
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее ск ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.