Это подтверждается тем, что основные функции модели организационной деятельности достаточно полно согласуются, с одной стороны, с известной концепцией А.С. Макаренко об основных стадиях развития коллектива, а с другой – с имеющимися точками зрения на этапы овладения профессиональным мастерством.
Известно, что 1-й стадии развития учебно-производственного коллектива, который характеризуется недостаточной организованностью, заметной разобщенностью его членов, так же как и на 1-й стадии зрелости профессионального мастерства, характеризующего неумением организовывать свой труд, свое рабочее место, соответствует исключительно исполнительный характер деятельности.
На этой стадии всю организаторскую и управленческую деятельность осуществляет мастер: он руководит учащимися, координирует их действия; он планирует и корректирует им задания; он контролирует и учитывает результаты их работы. На 1-й стадии зрелости коллектива позицию учащихся отличает исполнительная дисциплина, чувство ответственности, готовность точно и неукоснительно исполнять все требования педагога, а также инструкций и правил, которые регулирует его поведение и действия в тех или иных ситуациях.
2-я стадия развития коллектива и профессионального мастерства характеризуется наличием в учебно-производственной группе надежного актива, не только готового, но и способного выполнять производственные задания и общественные поручения. На этом этапе мастер ПО, приобщая учащихся к управлению и самоуправлению учебно-производственными и общественными делами своего коллектива, оставляет за собой только организаторские функции: предъявлять требования и принимать решения, намечать перспективы, выдвигать цели и формулировать задачи учащихся, а также определить эффективность и вырабатывать критерии оценки работы каждого члена коллектива и группы в целом. Действия мастера по управлению, то есть координации, корректировке и учету деятельности и «актива» направлены на поддержку усилий его органов самоуправления, с одной стороны, – на выработку у них умений самостоятельно управлять вверенным им оборудованиям, самим регулировать ритм и объем своего труда; совершать координацию своих профессиональных действий; вносить в них коррективы, поправки, с другой стороны – на развитие у учащихся умений самим регулировать, проектировать и оценивать свои взаимоотношения с «подчиненными» и другими исполнителями функций уполномоченных мастера и коллектива.
3-ю стадию развития коллектива и соответственно 3-ю стадию зрелости профессионального мастерства отличает полная поддержка учащимися деятельности мастера ПО, инициативный, творческий характер их профессионально-трудовой и общественно-полезной деятельности. В коллективе на этой ступени его зрелости сформулировано единое общественное мнение, утвердился демократический стиль взаимоотношений, каждый учащийся, будучи защищен от несправедливости, способен предъявлять к себе более высокие требования, чем другие, – у него появляется потребность в самовоспитании, самосовершенствовании.
Суть педагогического аспекта организации самоуправленческой деятельности заключается в том, чтобы обеспечить методически грамотное инструктирование этого процесса необходимыми и достаточными организационными формами и методами.
Педагогические условия, направленные на формирование
технических умений в процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного
возраста
Определение условий эффективной организации художественно – творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [19, 729]. Большинство исследователей, такие как В.И ...
Характеристика элементов и функции
эмоционально-ценностного компонента образования
Понятие ценность - одно из наиболее употребляемых не только в современной социальной философии, в сфере гуманитарного знания, но и в политической публицистике. За последние годы появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценности, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социал ...
Особенности детей из социально-неблагополучных семей
наркомания профилактика ребенок неблагополучная семья Отличительной особенностью детской психики и детского организма является то, что на тяжелые и длительные стрессы ребенок чаще реагирует дистрессом - патологической, болезненной реакцией дезадаптации. Это связано в первую очередь с возрастом дете ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.