Информация о педагогике » Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления » Социально-педагогические аспекты организации самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО

Социально-педагогические аспекты организации самоуправленческой деятельности учащихся в процессе ПО

Страница 2

Это подтверждается тем, что основные функции модели организационной деятельности достаточно полно согласуются, с одной стороны, с известной концепцией А.С. Макаренко об основных стадиях развития коллектива, а с другой – с имеющимися точками зрения на этапы овладения профессиональным мастерством.

Известно, что 1-й стадии развития учебно-производственного коллектива, который характеризуется недостаточной организованностью, заметной разобщенностью его членов, так же как и на 1-й стадии зрелости профессионального мастерства, характеризующего неумением организовывать свой труд, свое рабочее место, соответствует исключительно исполнительный характер деятельности.

На этой стадии всю организаторскую и управленческую деятельность осуществляет мастер: он руководит учащимися, координирует их действия; он планирует и корректирует им задания; он контролирует и учитывает результаты их работы. На 1-й стадии зрелости коллектива позицию учащихся отличает исполнительная дисциплина, чувство ответственности, готовность точно и неукоснительно исполнять все требования педагога, а также инструкций и правил, которые регулирует его поведение и действия в тех или иных ситуациях.

2-я стадия развития коллектива и профессионального мастерства характеризуется наличием в учебно-производственной группе надежного актива, не только готового, но и способного выполнять производственные задания и общественные поручения. На этом этапе мастер ПО, приобщая учащихся к управлению и самоуправлению учебно-производственными и общественными делами своего коллектива, оставляет за собой только организаторские функции: предъявлять требования и принимать решения, намечать перспективы, выдвигать цели и формулировать задачи учащихся, а также определить эффективность и вырабатывать критерии оценки работы каждого члена коллектива и группы в целом. Действия мастера по управлению, то есть координации, корректировке и учету деятельности и «актива» направлены на поддержку усилий его органов самоуправления, с одной стороны, – на выработку у них умений самостоятельно управлять вверенным им оборудованиям, самим регулировать ритм и объем своего труда; совершать координацию своих профессиональных действий; вносить в них коррективы, поправки, с другой стороны – на развитие у учащихся умений самим регулировать, проектировать и оценивать свои взаимоотношения с «подчиненными» и другими исполнителями функций уполномоченных мастера и коллектива.

3-ю стадию развития коллектива и соответственно 3-ю стадию зрелости профессионального мастерства отличает полная поддержка учащимися деятельности мастера ПО, инициативный, творческий характер их профессионально-трудовой и общественно-полезной деятельности. В коллективе на этой ступени его зрелости сформулировано единое общественное мнение, утвердился демократический стиль взаимоотношений, каждый учащийся, будучи защищен от несправедливости, способен предъявлять к себе более высокие требования, чем другие, – у него появляется потребность в самовоспитании, самосовершенствовании.

Суть педагогического аспекта организации самоуправленческой деятельности заключается в том, чтобы обеспечить методически грамотное инструктирование этого процесса необходимыми и достаточными организационными формами и методами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Содержание работы социального педагога в ЛОЛ
Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование. Социальный педагог непосредственно подчиняется начальнику летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ). На время отсутстви ...

Риторика как наука и учебная дисциплина
Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепций вполне закономерно для науки, которая существует ...

Методические рекомендации учителям начальных классов по формированию и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии
Одним из условий развития творческой познавательной деятельности учащихся является изучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется через организацию целенаправленного восприятия природы в процессе наблюдений объектов и явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru