В предыдущих параграфах мы выделили виды лабораторных работ по видам используемых средств на занятии и по основной дидактической цели, а также рассмотрели требования к организации лабораторных работ.
Рассмотрим теперь некоторые примеры этих работ, предлагаемых авторами различных методических пособий для учителей и проведем их анализ по следующему плану:
Соответствует ли лабораторная работа теме урока;
Направлена ли она на достижение поставленных целей;
Составлена ли инструкция, понятна ли она учащимся;
Какие инструменты и раздаточные материалы необходимо подготовить, описаны ли они в лабораторной работе;
Укладывается ли работа во временные рамки урока;
Все ли учащиеся задействованы при выполнении лабораторной работы;
К какому виду лабораторных работ относится данная;
В каком классе рекомендуется проводить лабораторную работу.
Авторы учебника по геометрии для 7 – 9 классов [29] предлагают при введении темы: «Измерение длин отрезков» использовать следующую лабораторную работу.
Цель: сформировать понятия длины отрезка, расстояния между точками.
Ход работы.
Возьмем отрезок ОЕ (10 клеток) и назовем его единичным.
Возьмем отрезок АВ (20 клеток). Сколько раз единичный отрезок ОЕ укладывается в отрезок АВ?
Далее возьмем отрезок CD (30 клеток). Сколько раз единичный отрезок ОЕ укладывается в отрезок CD?
Полученные числа являются длинами отрезков АВ и CD соответственно. Можно ввести специальное обозначение длины отрезка, а именно: |АВ| = 2, |СD| = 3.
Возьмем отрезок MN (11 клеток). Определим его длину.
Единичный отрезок ОЕ укладывается в данном отрезке 1 раз, и еще остается одна клетка, которая в данном случае равна 1/10 единичного отрезка.
Следовательно, |MN| = 1,1.
Определим длину отрезка GH (23 клетки) и KL (5 клеток)
Измерение длины отрезка основано на сравнение его с отрезком, длина которого принимается за единицу (единичный отрезок). Длина отрезка – это положительное число, показывающее, сколько раз единичный отрезок и его части укладываются в этом отрезке.
Длину отрезка АВ также называют расстоянием между точками А и В. Иногда под расстоянием между точками А и В будем понимать сам отрезок АВ.
Длину отрезка АВ можно обозначать так же, как и сам отрезок, АВ.
Возьмем два равных отрезка АВ и СК. Что можно сказать об их длинах?
Дан отрезок АС, который является сумой отрезков АВ и ВС. Что можно сказать о длине суммы этих двух отрезков?
Вывод: длина отрезка удовлетворяет следующим свойствам:
Анализ лабораторной работы.
Соответствует ли лабораторная работа теме урока. Данная лабораторная работа соответствует теме урока: «Измерение длин отрезков».
Направлена ли она на достижение поставленных целей. При проведении такой работы школьники учатся строить отрезки, понимают, что у каждого отрезка есть длина. Знакомятся со свойствами длин отрезков. При этом даются четкие определения понятия длины и расстояния между двумя точками. Таким образом, лабораторная работа направлена на достижение поставленных целей. Заметим, что в данной лабораторной работе используется измерение отрезков только лишь с помощью клеток, то есть необходима дальнейшая отработка умений измерять отрезки.
Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним он несёт ту информацию которая необходима для развития ума и души ребёнка Во время игры, повседневного общения, совме ...
Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его
представление о сущности воспитания в целом
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель – его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. С ранних лет Толстой предавался раз ...
Общая характеристика предприятия
«Институт безопасности предпринимательства Алтайский край» был образован в январе 1999 года в целях содействия предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности бизнеса в условиях рыночной экономики, противодействия криминалу и недобросовестной конкуренции. Основные виды деятельн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.