Информация о педагогике » Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР » Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 2

Определяется умение детей в согласовании имен прилагательных с существительными.

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

Третье задание

.

Тесты, которые используются в этом задании, направлены на исследование не только синтаксиса, но и системы словоизменения, которой владеет ребенок.

Обследование проводится с дошкольниками в виде игры. Лингвистический материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями ребенка с учетом онтогенестических закономерностей формирования системы словоизменения.

Процедура обследования

: Ребенку предлагается набор картинок следующего содержания (с изображением животных):

– Лось– Лиса

– Крот– Медведь

– Белка– Рысь

– Еж– Заяц

Инструкция к заданию:

«Посмотри внимательно на картинку и ответь на вопросы»:

– «Вижу кого?» (Винительный падеж)

Пример: «Вижу крота»; «Вижу лису».

Ребенок дальше сам перечисляет названия всех животных «Вижу …»

Инструкция к заданию

: «Посмотри на картинки и ответь на вопрос»:

– «Нет кого?» (Родительный падеж)

Пример: «Нет крота»; «Нет лисы».

Ребенок дальше сам перечисляет названия всех животных, используя слово «нет».

Для детей более старшего возраста предлагается более разнообразный материал, включающий использование имен существительных множественного числа в косвенных падежах.

При выполнении детьми третьего задания учитывается правильное использование имени существительного в косвенных падежах, правильное построение фразы (наличие или отсутствие в речи аграмматизмов, грамматическая правильность, наличие пауз).

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

Четвертое задание

.

Это задание используется для исследования понимания детьми беспредложного управления. В этом задании полезно использовать тесты по изучению трудностей понимания логико-грамматических структур, разработанные А.Р. Лурия, но с обязательной адаптацией речевого материала к возможностям дошкольников. Так, задание на выявление понимания значения орудийности можно предъявить дошкольникам в неизменном виде.

Процедура обследования

: Готовим для показа ребенку предметы (ключ и карандаш)

Инструкция к заданию

: «Покажи карандаш ключом»; «Покажи ключ карандашом».

Также доступно для понимания ребенка дошкольного возраста такое задание

:

Инструкция к заданию

: «Покажи где хозяин велосипеда?»; «А где велосипед хозяина?».

При анализе задания учитываем понимание ребенком обращенной к нему фразы, правильность выполнения данного задания, на сколько быстро ребенок сможет справиться с этим заданием.

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

Пятое задание

В этом задании исследуется состояние предложного управления у детей, оно исследуется в процессе игры или манипуляции с предметами. При обследовании детей старшего возраста изучают состояние трех групп предлогов. В качестве основы для обследования используются картинки. А вот детей, поступающих в школу, уже проверяют по всему массиву пространственных предлогов.

Очень важно отметить, что в ряде случаев один и тот же предлог, в зависимости от его значения, может быть использован с различными падежными окончаниями.

Например, предлог «в» в значении местоположения объекта сочетается с предложным падежом имени существительного (в столе в коробке), а в значении направления движения - с винительным (в стол, в коробку).

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Конкурентоспособность личности
Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России. Российская система образован ...

Педагогическая теория Аристотеля
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Аристотель признавал единство мира, неотделимость ...

Цели современного исторического образования
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собствен­ной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Пред ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru