Информация о педагогике » Изучение прозвищ на уроках русского языка » Программа факультативного курса "Прозвища в речи"

Программа факультативного курса "Прозвища в речи"

Страница 1

1) Цели и задачи.

Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе.

Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведениями по антропонимии (прозвищам), диалектным особенностям языка, что способствует саморазвитию и самоактуализации личности учащегося.

Задачи:

1) ознакомить учащихся с основным разрядом антропонимов-прозвищами, с их структурными, грамматическими, орфографическими особенностями;

2) рассмотреть основные типологии прозвищ, выявить особенности;

3) сформировать систему терминов и понятий ономастики как науки;

4) показать значимость дисциплины для формирования навыков культуры устной и письменной речи.

2) Объем дисциплины и виды учебной работы.

Программа предполагает 34 часа, из них 18 теоретических и 16 практических, включая семинары, практические занятия.

3) Требования по проведению курса.

Факультатив предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.

Целесообразно в начале учебного года провести письменный опрос учащихся с целью выявить тех из них, которые проявляют интерес к диалектной лексике, а точнее одному из видов в разряде антропонимов - прозвищам. Для этого перед учащимися можно поставить такие вопросы:

1) что такое по вашему "прозвище";

2) употребляете ли вы их в своей речи;

3) от кого вы чаще всего их слышите и т.п.

4) Содержание дисциплины

Название

Основные темы

Количество часов

лекцион.

практич.

1

1. Введение. Определение целей и задач курса.

2. О сравнительной древности прозвищ.

3. Крупнейшие собиратели прозвищ в России. Работы ученых-лингвистов

1

1

1

1

1

2

Особенности структуры, словообразования, морфологии и грамматики прозвищ. Особенности написания

1. Структура прозвищ

2. Морфологические и грамматические особенности прозвищ

3. Словообразовательные особенности прозвищ

4. Орфография прозвищ

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Основные типологии прозвищ

1. Индивидуальные, групповые, профессиональные, возрастные группы прозвищ

2. Классификация в зависимости от признаков объектов

3. Коллективные прозвища

4. Основные номинации наименований лиц (прозвища как разновидность наименования лиц)

5. К вопросу о классификации индивидуальных прозвищ

6. Особенности оценочных характеристических прозвищ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Употребление прозвищ в устной и письменной речи

1. Современные прозвища в речи

2. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвищ)

3. Прозвища как явление русского устного народного творчества

4. Употребление прозвищ в художественной литературе

5. Речевой этикет и культура общения

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного развития детей
В представлении великого чешского педагога Я.А. Коменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей п ...

Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого
Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со ...

Предмет морфологии и ее место в грамматике
Морфология (от греч. µορφη "форма" и λογοσ "учение", буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. В задачи морфологии входит изучение основных понятий г ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru