Информация о педагогике » Изучение прозвищ на уроках русского языка » Программа факультативного курса "Прозвища в речи"

Программа факультативного курса "Прозвища в речи"

Страница 1

1) Цели и задачи.

Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе.

Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведениями по антропонимии (прозвищам), диалектным особенностям языка, что способствует саморазвитию и самоактуализации личности учащегося.

Задачи:

1) ознакомить учащихся с основным разрядом антропонимов-прозвищами, с их структурными, грамматическими, орфографическими особенностями;

2) рассмотреть основные типологии прозвищ, выявить особенности;

3) сформировать систему терминов и понятий ономастики как науки;

4) показать значимость дисциплины для формирования навыков культуры устной и письменной речи.

2) Объем дисциплины и виды учебной работы.

Программа предполагает 34 часа, из них 18 теоретических и 16 практических, включая семинары, практические занятия.

3) Требования по проведению курса.

Факультатив предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.

Целесообразно в начале учебного года провести письменный опрос учащихся с целью выявить тех из них, которые проявляют интерес к диалектной лексике, а точнее одному из видов в разряде антропонимов - прозвищам. Для этого перед учащимися можно поставить такие вопросы:

1) что такое по вашему "прозвище";

2) употребляете ли вы их в своей речи;

3) от кого вы чаще всего их слышите и т.п.

4) Содержание дисциплины

Название

Основные темы

Количество часов

лекцион.

практич.

1

1. Введение. Определение целей и задач курса.

2. О сравнительной древности прозвищ.

3. Крупнейшие собиратели прозвищ в России. Работы ученых-лингвистов

1

1

1

1

1

2

Особенности структуры, словообразования, морфологии и грамматики прозвищ. Особенности написания

1. Структура прозвищ

2. Морфологические и грамматические особенности прозвищ

3. Словообразовательные особенности прозвищ

4. Орфография прозвищ

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Основные типологии прозвищ

1. Индивидуальные, групповые, профессиональные, возрастные группы прозвищ

2. Классификация в зависимости от признаков объектов

3. Коллективные прозвища

4. Основные номинации наименований лиц (прозвища как разновидность наименования лиц)

5. К вопросу о классификации индивидуальных прозвищ

6. Особенности оценочных характеристических прозвищ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Употребление прозвищ в устной и письменной речи

1. Современные прозвища в речи

2. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвищ)

3. Прозвища как явление русского устного народного творчества

4. Употребление прозвищ в художественной литературе

5. Речевой этикет и культура общения

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Болонский процесс в странах Западной Европы
В третьей главе представлен обзор особенностей Болонской системы. Дается общий обзор современного состояния систем высшего профессионального образования Западной Европы и Российской Федерации соответственно с точки зрения реализации принципов Болонского процесса. На основании доступных материалов ( ...

Цели современного исторического образования
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собствен­ной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Пред ...

Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием литературного творчества
Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и даже организовали календарно-обрядовый праздник «Осенины», (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru