1) Цели и задачи.
Данный факультатив предполагается учащимся средних классов, а также возможен и в вузовской программе.
Цель программы "Прозвища в речи" - уточнить, расширить, углубить и дополнить программу "русская диалектология". Привлекая внимание учащихся необходимыми сведениями по антропонимии (прозвищам), диалектным особенностям языка, что способствует саморазвитию и самоактуализации личности учащегося.
Задачи:
1) ознакомить учащихся с основным разрядом антропонимов-прозвищами, с их структурными, грамматическими, орфографическими особенностями;
2) рассмотреть основные типологии прозвищ, выявить особенности;
3) сформировать систему терминов и понятий ономастики как науки;
4) показать значимость дисциплины для формирования навыков культуры устной и письменной речи.
2) Объем дисциплины и виды учебной работы.
Программа предполагает 34 часа, из них 18 теоретических и 16 практических, включая семинары, практические занятия.
3) Требования по проведению курса.
Факультатив предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.
Целесообразно в начале учебного года провести письменный опрос учащихся с целью выявить тех из них, которые проявляют интерес к диалектной лексике, а точнее одному из видов в разряде антропонимов - прозвищам. Для этого перед учащимися можно поставить такие вопросы:
1) что такое по вашему "прозвище";
2) употребляете ли вы их в своей речи;
3) от кого вы чаще всего их слышите и т.п.
4) Содержание дисциплины
№ |
Название |
Основные темы |
Количество часов | |
лекцион. |
практич. | |||
1 |
1. Введение. Определение целей и задач курса. 2. О сравнительной древности прозвищ. 3. Крупнейшие собиратели прозвищ в России. Работы ученых-лингвистов |
1 1 1 |
1 1 | |
2 |
Особенности структуры, словообразования, морфологии и грамматики прозвищ. Особенности написания |
1. Структура прозвищ 2. Морфологические и грамматические особенности прозвищ 3. Словообразовательные особенности прозвищ 4. Орфография прозвищ |
1 1 1 1 |
1 1 1 1 |
3 |
Основные типологии прозвищ |
1. Индивидуальные, групповые, профессиональные, возрастные группы прозвищ 2. Классификация в зависимости от признаков объектов 3. Коллективные прозвища 4. Основные номинации наименований лиц (прозвища как разновидность наименования лиц) 5. К вопросу о классификации индивидуальных прозвищ 6. Особенности оценочных характеристических прозвищ |
1 1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 1 |
4 |
Употребление прозвищ в устной и письменной речи |
1. Современные прозвища в речи 2. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвищ) 3. Прозвища как явление русского устного народного творчества 4. Употребление прозвищ в художественной литературе 5. Речевой этикет и культура общения |
1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 |
Эффективность исследовательской деятельности, как средство сенсорного
развития детей
В представлении великого чешского педагога Я.А. Коменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей п ...
Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого
Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со ...
Предмет морфологии и ее место в грамматике
Морфология (от греч. µορφη "форма" и λογοσ "учение", буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. В задачи морфологии входит изучение основных понятий г ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.