Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собственной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Предмет изучения исторической науки - прошлое в его конкретности и неповторимости. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений. Это - средство приобщения школьников к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям. Это - условие воспитания любви к Родине и гражданственности. Изучение истории способствует формированию у учащихся собственных ценностных ориентации и убеждений, полезных в социальном общении и гражданском поведении. Исходя из данного понимания функций исторического образования, обратим внимание на особенности освещения историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении -формирование к 3-4 классу возможности построения оценочных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества.[5,27]
В этой связи необходимо выделить особую роль изучения отечественной истории в воспитании личности младшего школьника. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая область знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспитания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». В мировой образовательной практике до второй половины XX века традиционной считалось, что историю изучают для запоминания исторических фактов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в историческом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России традиционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлечении из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического образования.[23,16]
До недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной начальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими интерес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образования РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основной в начальную школу.
Сегодня образовательная область «Обществознание» включена в обязательный предмет «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.
В соответствии с базисным учебным планом образовательный компонент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:
I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;
II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, природоведение и пропедевтическим курсом истории в III - IV классах.
Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие ,задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств.
Обязательный минимум содержания начального общего образования в этой части включает разделы: «Общество» и «История Отечества».
Раздел «Общество» нацеливает на формирование у младших школьников представлений о родной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира.
Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков).
Такое содержание историко-обществоведческого материала формирует социальные представления у школьников: понимание места человека в обществе, правила поведения в общественных местах. Дети подходят к освоению различных понятий: Родина, страна, город, закон, право, правительство и др., которые являются основой социального развития. Яркие события и явления истории позволяют осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций.
Работа по ознакомлению дошкольника с художественной литературой как
средством развития театрализованной игры
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на ...
Мыслительные операции и процессы мышления
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами ...
Структура Токийского университета
Факультеты: 1. Факультет права 2. Медицинский факультет 3. Технический факультет 4. Факультет литературы 5. Факультет науки 6. Факультет сельского хозяйства 7. Экономический факультет 8. Факультет искусств 9. Педагогический факультет 10. Фармацевтический факультет 11. Исторический факультет Направл ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.