Информация о педагогике » Изучение прозвищ на уроках русского языка » Программа факультативного курса "Прозвища в речи"

Программа факультативного курса "Прозвища в речи"

Страница 2

5) Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рекомендуемая литература.

1. Ушаков Н.Н. Прозвища и личные неофициальные имена // Имя нарицательное и собственное. М., 1978.

2. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М., 1959.

3. Карташева И.Ю. Прозвища как явления русского устного народного творчества.М., 1985.

4. Крыжановская. Этническая ономастика. М., 1984.

5. Селищев А.М. Происхождение русских фамилий, имен, прозвищ. М., 1948.

6) Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Аудиокассеты с образцами диалектной речи, в которой употребляются прозвища.

Методические рекомендации к факультативному курсу "Прозвища в речи"

В настоящее время в школьной практике существуют три формы углубленного изучения русского языка: внеклассная работа, факультативы и планы с углубленным изучением языка. Каждая из них имеет свое назначение, но все они позволяют учащимся проявить живой интерес к изучаемой науке. Факультатив имеет то преимущество, что объединяет небольшую группу учащихся, усвоивших основной курс и проявивших при этом сознательное желание углубленно познакомиться с понравившейся наукой или ее прикладными разделами. [3: 7]

Учащимся (7-8 классов) предлагается факультатив, посвященный диалектной лексике, а точнее одному из видов в разряде антропонимов - прозвищам. Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, при этом отличительно и то, что прозвища не оглашаются прямо в отличии от имен, отчеств и фамилий, относящихся к официальной сфере употребления, и не связанных с образным и эмоциональными переживаниями. Прозвища отягощены различными коннотациями, поэтому они особенно интересны и, безусловно, нуждаются в подробном изучении.

Прозвища сейчас включают большой объем, который распространен не только на младшее поколение, но и на старшее. В школе педагоги еще ведут борьбу с привычкой награждать товарищей разными кличками. Развитие же названий лиц среди взрослых несут клеймо на все дальнейшее поколение. Прозвища обладают определенной семантической наполненностью, нередко самого общего характера. Они индивидуальны по своему образованию и возникают в результате самых разных отступлений от принятых норм именования, произношения, моделей образования и т.п.". [19: 170]

Факультатив "Прозвища в речи" имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение происхождения прозвищ расширяет знания учащихся о языке, живой процесс творчества прозвищ завершается включением новообразований в фонд, из которого черпаются пополнение в список фамилий. Средствами данного факультатива развивается любовь к языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу - творца языка и т.д. Вместе с тем, данный факультатив способствует формированию у школьников интереса к работе исследователя языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям диалектной лексикой.

На факультативе в соответствии с целями обучения проводятся вводные, ознакомительные, повторительно-обобщающие и проверочные работы.

Вводные занятия проводятся в начале всего курса и в начале изучения разделов. Вводное занятие в начале курса раскрывает основные вопросы данного факультатива, развивает у учеников желание познать группы, структуру прозвищ.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе
Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей . И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которо ...

Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся средних классов
самостоятельный деятельность урок информатика Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в ...

Основные типологии прозвищ
До сих пор отсутствует единая типология прозвищ. Классификация А.М. Селищева активно использовалась в работах более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в осн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru