Если ребенок правильно использует предложное управление, то исследовать состояние его понимания необязательно. А вот если он затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкций, тогда необходимо изучить состояние рецептивных навыков. И для этого детям в первую очередь предлагаются те предлоги и те конструкции, при использовании которых ребенок испытывал наибольшие затруднения.
Процедура обследования
: готовим линейку и карандаш. Обследование проводится в комнате с письменным столом. Ребенок проходит в комнату и подходит к столу. Линейку кладем сначала в стол, затем в коробку, те же манипуляции производим с карандашом.
Инструкция к заданию
: «Послушай вопрос и дай ответ».
Пример:
– «Где лежит линейка?» (в столе, в коробке)
– «Куда положили линейку?» (в стол, в коробку)
– «Откуда взяли линейку?» (из стола, из коробки)
При анализе данного задания обращается особое внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.
Проанализировать насколько ребенок понимает значение предлогов.
Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:
Хороший – 4
Удовлетворительный – 3
Недостаточный – 2
Низкий – 0.
Шестое задание
.
Данное задание используется для определения умений у детей в согласовании количественных числительных с существительными.
Процедура обследования:
Детям предлагается набор картинок с изображением животных по одному и группами.
1). «носорог – носороги»
2). «черепаха – черепахи»
3). «лев – львы»
4). «обезьяна – обезьяны»
Инструкция
к заданию
: «Внимательно посмотри на картинки и скажи». Ребенок отвечает вслед за взрослым.
– Посчитай животных
Пример: Один носорог; Два носорога; Три носорога; Четыре носорога; Пять носорогов.
Далее ребенок пересчитывает всех животных по очереди, которые изображены на картинках.
Для проведения анализа данного задания учитывается правильное оформление фразы, наличие или отсутствие в речи аграмматизмов.
Учитывается умение ребенка в согласовании количественных числительных с именем существительным.
Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:
Хороший – 4
Удовлетворительный – 3
Недостаточный – 2
Низкий – 0.
В ходе исследования лексико-грамматической стороны речи рекомендуется вести протокол обследования, куда заносятся данные о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка. Это необходимо делать по следующим причинам:
1. У специалиста формируется представление об индивидуальной картине дефекта речи.
2. Анализ протокольных записей позволяет выявить характер ошибок на данном этапе обследования и наметить пути дальнейшего обследования.
3. Это, в свою очередь, позволяет спланировать адресную коррекционную помощь ребенку с учетом его проблем. Причем эта помощь будет строиться на сочетании фронтальных и индивидуальных форм обучения.
По данным исследования дети с ОНР III уровня речевого развития мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают затруднения в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных высказываний дети с ОНР употребляют преимущественно короткие фразы, ошибки в построении развернутых предложений.
Выявляются затруднения при выполнении заданий. Это правильное использование имени существительного в косвенных падежах, наличие в речи детей аграмматизмов.
У ряда детей существенные затруднения возникают в заданиях на адекватное употребление предлогов и на правильное использование падежных окончаний.
Проблема прочтения классики
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно на ...
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н.э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афи ...
Оценка определения социально-психологических характеристик
группы
Социометрия – это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.