Информация о педагогике » Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР » Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Методика исследования состояния грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 3

Если ребенок правильно использует предложное управление, то исследовать состояние его понимания необязательно. А вот если он затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкций, тогда необходимо изучить состояние рецептивных навыков. И для этого детям в первую очередь предлагаются те предлоги и те конструкции, при использовании которых ребенок испытывал наибольшие затруднения.

Процедура обследования

: готовим линейку и карандаш. Обследование проводится в комнате с письменным столом. Ребенок проходит в комнату и подходит к столу. Линейку кладем сначала в стол, затем в коробку, те же манипуляции производим с карандашом.

Инструкция к заданию

: «Послушай вопрос и дай ответ».

Пример:

– «Где лежит линейка?» (в столе, в коробке)

– «Куда положили линейку?» (в стол, в коробку)

– «Откуда взяли линейку?» (из стола, из коробки)

При анализе данного задания обращается особое внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.

Проанализировать насколько ребенок понимает значение предлогов.

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

Шестое задание

.

Данное задание используется для определения умений у детей в согласовании количественных числительных с существительными.

Процедура обследования:

Детям предлагается набор картинок с изображением животных по одному и группами.

1). «носорог – носороги»

2). «черепаха – черепахи»

3). «лев – львы»

4). «обезьяна – обезьяны»

Инструкция

к заданию

: «Внимательно посмотри на картинки и скажи». Ребенок отвечает вслед за взрослым.

– Посчитай животных

Пример: Один носорог; Два носорога; Три носорога; Четыре носорога; Пять носорогов.

Далее ребенок пересчитывает всех животных по очереди, которые изображены на картинках.

Для проведения анализа данного задания учитывается правильное оформление фразы, наличие или отсутствие в речи аграмматизмов.

Учитывается умение ребенка в согласовании количественных числительных с именем существительным.

Для оценки выполнения задания используется оценочный балл, который свидетельствует об уровне выполнения задания:

Хороший – 4

Удовлетворительный – 3

Недостаточный – 2

Низкий – 0.

В ходе исследования лексико-грамматической стороны речи рекомендуется вести протокол обследования, куда заносятся данные о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка. Это необходимо делать по следующим причинам:

1. У специалиста формируется представление об индивидуальной картине дефекта речи.

2. Анализ протокольных записей позволяет выявить характер ошибок на данном этапе обследования и наметить пути дальнейшего обследования.

3. Это, в свою очередь, позволяет спланировать адресную коррекционную помощь ребенку с учетом его проблем. Причем эта помощь будет строиться на сочетании фронтальных и индивидуальных форм обучения.

По данным исследования дети с ОНР III уровня речевого развития мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают затруднения в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных высказываний дети с ОНР употребляют преимущественно короткие фразы, ошибки в построении развернутых предложений.

Выявляются затруднения при выполнении заданий. Это правильное использование имени существительного в косвенных падежах, наличие в речи детей аграмматизмов.

У ряда детей существенные затруднения возникают в заданиях на адекватное употребление предлогов и на правильное использование падежных окончаний.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Аудирование как речевой вид деятельности. Трудности понимания речи на слух
Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудированию, и на наличие в средней ...

Образовательная компетентность
Необходимо отметить, что следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Образовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-знач ...

Формирование личности в различных видах деятельности
«Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру». Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru