Реализация эмоционально-ценностного компонента образования

Страница 8

Из всего многообразия ценностей физической культуры выделены те, которые представляются наиболее значимыми для детей младшего школьного возраста. Они сгруппированы и условно названы так: физическое развитие, эмоции, познание и самосознание.

При проведении эксперимента рассматривались два компонента эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре: эмоциональный и волевой.

Критериями оценивания сформированности эмоционального компонента является выражение удовлетворенности занятиями физической культурой, волевого - проявление волевых усилий в процессе освоения ценностей физической культуры.

Оценка уровней развития компонентов осуществлялась по упражнениям, которые подбирались таким образом, чтобы они были доступны для выполнения младшими школьниками, отражали конкретные свойства личности и соответствовали всем требованиям тестирования.

На основании показателей тестирования, выраженных в баллах, ранжированием определялись уровни развития компонентов: низкий, средний и высокий, по их совокупности - тип эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре: положительный неявно активный, положительный активный и положительный осознанно активный.

Анализ статистических параметров, полученных до начала формирующего эксперимента, дал основание заключить, что почти все показатели тестирования детей экспериментальной группы не имели достоверных различий.

Для определения тактики и стратегии экспериментальной работы важно было установить тенденцию возрастного изменения показателей различных качеств и их взаимосвязей.

Установлено, что не все показатели эмоционально-ценностного отношения к физической культуре детей улучшаются. Некоторые качества еще не развиваются, некоторые, наоборот, имеют тенденцию к снижению.

Эксперимент был направлена на повышение уровней развития компонентов эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре и реализовывался за счет создания следующих педагогических условий:

- личностной направленности;

- продуктивной самостоятельной и совместной со сверстниками и учителем деятельности учащихся;

- интегративной направленности;

- дифференцированного оценивания.

Насыщение занятий физической культурой различными подвижными, сюжетными играми, упражнениями на неполной информационной основе, требующими проявления физических, интеллектуальных и волевых качеств, обеспечивало эмоциональную окраску занятий, вариативность и свободу реализации потребностей детей и оказывало влияние на их личностное развитие.

На фоне игрового метода организации занятий использовался ряд методических приемов:

1. Вовлечение детей в аналитико-созидательную деятельность по оцениванию своего физического состояния, поведения, проявления личностных качеств.

2. Чередование применения игр и упражнений, позволяющее переносить сформированные двигательные навыки в игровые условия, а навыки нравственного поведения и творческой активности из игровых условий в неигровые.

3. Поощрение и оптимизирующее внушение как факторы воодушевления и стимуляторы активной деятельности в сфере физической культуры.

4. Стимулирование коллективных обсуждений спортивных событий школы, города, страны, мирового масштаба, затрагивающих проявление лучших человеческих качеств.

На формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре оказывали влияние объективные и субъективные факторы.

К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.

О влиянии экспериментальных педагогических условий можно судить по изменениям показателей детей экспериментальной групп и посредством сравнения результатов повторного тестирования с общей тенденцией возрастного изменения показателей: улучшение на достоверном уровне произошло и у мальчиков, и у девочек по большему количеству показателей и в двигательном, и в эмоциональном, и в познавательном, и в волевом блоке тестов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новые статьи:

Теория проблемного обучения М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев
Суть теории: проблемное обучение – это новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потре ...

Социокультурный и кросскультурный феномен духовно-нравственного развития личности как педагогическая проблема
В условиях демократических преобразований России, когда старая идеологическая система рухнула, а новая система демократических социальных ценностей в стране еще не сложилась, вопросы воспитания духовно развитой творческой личности подрастающего поколения становятся актуальными для современной психо ...

Понятийный аппарат современной педагогике
Педагогика - одна из самых древних наук — имеет к настоящему времени до­статочно сложившийся понятийно-категори­альный аппарат, в котором с разной сте­пенью конкретности закодирован в словес­ной форме накопленный педагогический опыт. Состояние понятийно-терминологического аппарата науки позво­ляет ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru