Из всего многообразия ценностей физической культуры выделены те, которые представляются наиболее значимыми для детей младшего школьного возраста. Они сгруппированы и условно названы так: физическое развитие, эмоции, познание и самосознание.
При проведении эксперимента рассматривались два компонента эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре: эмоциональный и волевой.
Критериями оценивания сформированности эмоционального компонента является выражение удовлетворенности занятиями физической культурой, волевого - проявление волевых усилий в процессе освоения ценностей физической культуры.
Оценка уровней развития компонентов осуществлялась по упражнениям, которые подбирались таким образом, чтобы они были доступны для выполнения младшими школьниками, отражали конкретные свойства личности и соответствовали всем требованиям тестирования.
На основании показателей тестирования, выраженных в баллах, ранжированием определялись уровни развития компонентов: низкий, средний и высокий, по их совокупности - тип эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре: положительный неявно активный, положительный активный и положительный осознанно активный.
Анализ статистических параметров, полученных до начала формирующего эксперимента, дал основание заключить, что почти все показатели тестирования детей экспериментальной группы не имели достоверных различий.
Для определения тактики и стратегии экспериментальной работы важно было установить тенденцию возрастного изменения показателей различных качеств и их взаимосвязей.
Установлено, что не все показатели эмоционально-ценностного отношения к физической культуре детей улучшаются. Некоторые качества еще не развиваются, некоторые, наоборот, имеют тенденцию к снижению.
Эксперимент был направлена на повышение уровней развития компонентов эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре и реализовывался за счет создания следующих педагогических условий:
- личностной направленности;
- продуктивной самостоятельной и совместной со сверстниками и учителем деятельности учащихся;
- интегративной направленности;
- дифференцированного оценивания.
Насыщение занятий физической культурой различными подвижными, сюжетными играми, упражнениями на неполной информационной основе, требующими проявления физических, интеллектуальных и волевых качеств, обеспечивало эмоциональную окраску занятий, вариативность и свободу реализации потребностей детей и оказывало влияние на их личностное развитие.
На фоне игрового метода организации занятий использовался ряд методических приемов:
1. Вовлечение детей в аналитико-созидательную деятельность по оцениванию своего физического состояния, поведения, проявления личностных качеств.
2. Чередование применения игр и упражнений, позволяющее переносить сформированные двигательные навыки в игровые условия, а навыки нравственного поведения и творческой активности из игровых условий в неигровые.
3. Поощрение и оптимизирующее внушение как факторы воодушевления и стимуляторы активной деятельности в сфере физической культуры.
4. Стимулирование коллективных обсуждений спортивных событий школы, города, страны, мирового масштаба, затрагивающих проявление лучших человеческих качеств.
На формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре оказывали влияние объективные и субъективные факторы.
К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.
О влиянии экспериментальных педагогических условий можно судить по изменениям показателей детей экспериментальной групп и посредством сравнения результатов повторного тестирования с общей тенденцией возрастного изменения показателей: улучшение на достоверном уровне произошло и у мальчиков, и у девочек по большему количеству показателей и в двигательном, и в эмоциональном, и в познавательном, и в волевом блоке тестов.
Виды лабораторных работ, их классификация
Как было сказано во втором параграфе, лабораторная работа по математике: является формой практической работы учащихся, выполняемой под руководством учителя с применением инструментов, приборов и других технических средств и материалов; относится к самостоятельной работе учащихся, требующей сочетани ...
Метод изложения на экскурсии
На экскурсии прослеживается определенное взаимоотношение показа (анализа) объектов со словом учителя-экскурсовода. С помощью слова учитель не только анализирует объект, побуждает учащихся к его наблюдению, но и сообщает исторические сведения, которые нельзя увидеть в ходе экскурсии. Слово становитс ...
Освоение культурологического образа в начальной
школе
Социокультурное и кросскультурное пространство младшего школьника включает в себя кроме невербальных языков (хореография, музыка, искусство) и вербальных языков (мифология, фольклор своей страны и других стран), также язык социокультуры семьи и класса (язык семейного общения, язык общения в классе, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.