Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически. Результативность такого способа организации обучения увеличивается, если учитель строит взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. При таком стиле наиболее приемлемы следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «дайте свою трактовку событию, факту, явлению», «образно представьте, что здесь более ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте». Педагог, ориентированный на эмоционально-ценностный стиль обучения, стимулирует учащихся к рефлексии, «труду души» (по В.А. Сухомлинскому), к открытию своего отношения:
• к научным и техническим достижениям человечества;
• к определенным результатам деятельности человека;
• к историческим событиям и произведениям искусства;
• к ценности знаний и умений для профессиональной деятельности.
Наиболее ярко данный стиль обучения проявляется в игровых формах обучения, в процессе диалога и театрализованных игр, т.е. при выполнении таких заданий, которые способствуют выявлению самоощущения, самопознания, самопонимания, самооценки.
Игровые формы обучения наиболее ярко выражаются на уроках физической культуры в младшей школе. Вместе с тем вопросы формирования эмоционально-ценностного отношения к физической культуре наименее изучены в современной психолого-педагогической науке.
В то же время переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.
Процесс становления физической культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование физической культуры личности – это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - освоении знаний, умений и навыков – ценностях.
Педагогический эксперимент проводился на базе гимназии № 1 г.Новомосковска, Тульской области. В нем приняли участие 42 ребенка младшего школьного возраста (с 1 по 3 класс).
В ходе эксперимента проверялась гипотеза, предполагающая, что формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре можно придать активный, управляемый характер в случае, если:
- обеспечена исходная диагностика;
- создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей;
- реализация ценностей детей получает эмоциональное подкрепление;
- ребенком осознается его субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.
Использованы следующие методы: педагогические наблюдения и эксперимент; контрольное тестирование и математическая обработка результатов исследования.
Программа проведения экспериментальной части работы предусматривает три главных взаимосвязанных этапа:
1) констатирующий
2) формирующий
3) контрольный.
Эмоционально-ценностное отношение к физической культуре на основании анализа литературных источников, проведенного в 1 главе работы, определено как совокупность явлений, побуждающих к активной деятельности в этой сфере в соответствии с внутренними потребностями и внешними условиями (мотивами), и общественно сложившихся понятий, приобретающих личностную значимость (ценность).
Содержание эмоционально-ценностного отношения отражает мотивы и ценностные ориентации.
За основные мотивы физкультурной деятельности младших школьников приняты: удовлетворение потребностей в двигательной, познавательной деятельности, эмоциональных переживаниях и самовыражении.
Значение и особенности несложных опытов с объектами
природы для детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Пос ...
Система принципов обучения, их взаимосвязь и
взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...
Стадии технологии культурологической драматизации
Преемственный процесс культурологической драматизации в младшей, средней и высшей школах условно делится на три стадии: 1. Первая стадия (с 1 по 6 класс средней школы). Драматизационное погружение в этнос и фольклор. Начальный этап формирования и освоения полиязыкового культурно-образовательного пр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.