Реализация эмоционально-ценностного компонента образования

Страница 7

Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически. Результативность такого способа организации обучения увеличивается, если учитель строит взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. При таком стиле наиболее приемлемы следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «дайте свою трактовку событию, факту, явлению», «образно представьте, что здесь более ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте». Педагог, ориентированный на эмоционально-ценностный стиль обучения, стимулирует учащихся к рефлексии, «труду души» (по В.А. Сухомлинскому), к открытию своего отношения:

• к научным и техническим достижениям человечества;

• к определенным результатам деятельности человека;

• к историческим событиям и произведениям искусства;

• к ценности знаний и умений для профессиональной деятельности.

Наиболее ярко данный стиль обучения проявляется в игровых формах обучения, в процессе диалога и театрализованных игр, т.е. при выполнении таких заданий, которые способствуют выявлению самоощущения, самопознания, самопонимания, самооценки.

Игровые формы обучения наиболее ярко выражаются на уроках физической культуры в младшей школе. Вместе с тем вопросы формирования эмоционально-ценностного отношения к физической культуре наименее изучены в современной психолого-педагогической науке.

В то же время переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.

Процесс становления физической культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование физической культуры личности – это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - освоении знаний, умений и навыков – ценностях.

Педагогический эксперимент проводился на базе гимназии № 1 г.Новомосковска, Тульской области. В нем приняли участие 42 ребенка младшего школьного возраста (с 1 по 3 класс).

В ходе эксперимента проверялась гипотеза, предполагающая, что формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре можно придать активный, управляемый характер в случае, если:

- обеспечена исходная диагностика;

- создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей;

- реализация ценностей детей получает эмоциональное подкрепление;

- ребенком осознается его субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.

Использованы следующие методы: педагогические наблюдения и эксперимент; контрольное тестирование и математическая обработка результатов исследования.

Программа проведения экспериментальной части работы предусматривает три главных взаимосвязанных этапа:

1) констатирующий

2) формирующий

3) контрольный.

Эмоционально-ценностное отношение к физической культуре на основании анализа литературных источников, проведенного в 1 главе работы, определено как совокупность явлений, побуждающих к активной деятельности в этой сфере в соответствии с внутренними потребностями и внешними условиями (мотивами), и общественно сложившихся понятий, приобретающих личностную значимость (ценность).

Содержание эмоционально-ценностного отношения отражает мотивы и ценностные ориентации.

За основные мотивы физкультурной деятельности младших школьников приняты: удовлетворение потребностей в двигательной, познавательной деятельности, эмоциональных переживаниях и самовыражении.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новые статьи:

Применение метода проектов как способа организации самостоятельной деятельности учащихся на примере раздела «Архитектура компьютера»
В базовом курсе информатики раздел «Архитектура компьютера» обязателен для изучения в основной школы, и включен во все основные программы и учебники. Однако, при единых требованиях государственного стандарта, каждая программа выделяет на его изучение разное количество часов. Количество и содержание ...

Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...

Разработка и реализация комплекса уроков по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 «А» экспериментального класса на русского языка. Целью формирующего эксперимента стало формирование коммуникативных универсальных учебных де ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru