Реализация эмоционально-ценностного компонента образования

Страница 2

В обучении выделяется воспитательная цель, которая отражается в эмоционально-ценностном компоненте. Следовательно, должны быть выделены методы, необходимые для усвоения эмоционально-ценностного компонента. В первую очередь, они должны отражать механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития. Суть данных методов состоит в организации присвоения учащимися эмоционально-ценностного отношения к объекту и процессу обучения.

Рассмотрим механизм присвоения эмоций. Как считает В.В.Зеньковский, этот процесс состоит из трех фаз: «первая фаза – первичное, но не ясное эмоциональное проникновение в новую сферу жизни, вторая фаза – телесное и психическое выражение этого чувства в игре и, наконец, третья фаза – развитие и психическое оформление изначального чувства – через игру – в определенное эмоциональное вживание в чужую душу».

Следовательно, логику присвоения новых эмоций можно выстроить так: вначале наблюдение за эмоциональными переживаниями другого (акцентирование эмоции), затем – деятельность, требующая проявление данной эмоции (пробуждение адекватной эмоции) и осмысление эмоции через образ и сопоставление.

Процесс присвоения ценностей у младших школьников, как правило, проходит также три фазы.

Следовательно, логика присвоения ценностей выстраивается так: эмоциональное приятие ценности (пробуждение адекватных эмоций), ее осознание (акцентирование ценности) и включение в систему ценностных ориентаций ребенка (ценностных сопоставлений).

При соотнесении логики усвоения эмоций и ценностей можно отметить, что фазы усвоения сходны, хотя их последовательность несколько иная. Исходя из этого совпадения, можно разработать общие механизмы усвоения эмоционально-ценностного компонента, которые можно выразить в общедидактических методах обучения.

Для реализации эмоционально-ценностного компонента предлагается следующая группа методов: акцентирования эмоций и ценностей, пробуждения адекватных эмоций, эмоционально-ценностных контрастов.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися ценности объекта изучения.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний или ценности объекта изучения.

Если бы мы не читали и не слышали о существовании таких-то чувств в таких-то обстоятельствах, то не сосредоточивали бы внимание на многих своих душевных движениях; они оказались бы скоропреходящими, могли бы не повториться. Словесное описание помогает закреплению эмоционального опыта; это один из путей воспитания чувств, в частности, у детей, подростков и юношества.

Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения учителя (порицание, поощрение, поддержка). В сочетании с умелым руководством самоорганизующей деятельности учащихся оценочные суждения учителя содействуют воспитанию у них воли.

Пример применения этого метода: на уроке зачитывается абзац из учебника Естествознание (Товпинец с. 141) Наблюдательность.

«Наблюдательность - очень важное качество. Вспомни Шерлока Холмса, как эта способность помогала ему раскрыть столько преступлений, которые почти не оставляли следов. Наблюдательность позволит тебе правильно ориентироваться в окружающей обстановке и делать выводы из наблюдений». После выполнения заданий на наблюдательность учитель просит ответить на вопросы: Какое значение наблюдательность играет в нашей жизни? Как она помогает нам решать конкретные проблемы?

Метод адекватных эмоций. Сущность его в том, что учитель строит процесс обучения так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности.

Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами учителя, товарища, литературного героя ученик присваивает для себя это чувство связывая его с конкретным объектом или образом. Чтобы понять чувства другого необходимо самому пережить это чувство.

Пример: Идет урок литературы. Учитель негромко и как будто не очень складно рассказывает о смерти Пушкина. Он не умел говорить красиво. Да, пожалуй, это было и не нужно. В классе и без того стояла тишина. Дети слушали его, боясь пошевелиться. Казалось на уроке та самая тишина, которая царила в доме на Мойке, где умирал поэт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Рабочая программа «Летний отдых учащихся» в практике социального педагога
В чём смысл современной концепции организации системы летнего отдыха детей и подростков? Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка? По мнению автора работы, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности р ...

Опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии в средней общеобразовательной школе
Одним из приемов реализации принципов обучения, в частности принципа системности и последовательности, является так называемая система В. Ф. Шаталова, в основу которой положены опорные конспекты (схемы, сигналы). Примером таких сигналов по химии могут быть опорные схемы, разработанные И.И. Супоницк ...

Психолого-педагогические особенности овладения изобразительными умениями
Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений рук руки и глаза [22, 87]. Для создания изображения ребенку необходимо овладет ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru