Информация о педагогике » Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии » Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии

Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии

Страница 1

В опытно-экспериментальной работе участвовали 10 детей 7-8 лет, учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Сокола.

С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у детей младшего школьного возраста в процессе проведения экскурсии нами была проведена диагностическая методика выявления уровня развития наблюдательности Буровой Л.И. [2; 70].

Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.

Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:

Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;

Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);

Сбор информации всеми органами чувств и фиксация результатов

Планомерность(определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);

Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);

Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);

Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности).

Применялись следующие методики:

Цель:

выявить особенности наблюдения и наблюдательности детей младшего

школьного возраста.

1. Описание реального объекта (Приложение 1):

Методика выполнения задания:

В процессе наблюдения за объектами живой природы в ходе экскурсии младшим школьникам можно предлагать ответить на следующие вопросы:

Что такое?

Где ты встретил . в природе?

С кем связан в природе?

Что ты почувствовал при встрече с ним?

Нуждается ли в помощи человека?

2. Нахождение недостающих деталей на двух рисунках (Приложение 2)

Методика выполнения задания:

Детям было предложено внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назвать отсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.

3. Определение животных но контурам (Приложение 3)

Методика выполнения задания:

Детям было предложено назвать насекомых по контурному рисунку (1. бабочка, 2. стрекоза, 3. паук, 4. муха, 5. жук, 6. комар).

На основании данных показателей и анализа полученных результатов выделены следующие уровни сформированности умения наблюдать:

1 уровень (очень низкий) - учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности не проявляет.

2 уровень (низкий) - учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.

3 уровень (средний) — для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.

4 уровень (высокий) — учащиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.

Результаты сформированности умения наблюдать учащихся первого класса представлены в диаграмме:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения составлению и решению арифметических задач детей с проблемами в развитии
В начале двадцатого века методика обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач разрабатывалась Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Ф.А. Михайловой, Н.Г. Бакст. В своих книгах: «Современный детский сад» (1920), «Счет в жизни маленьких детей» (1920) Е.И. Тихеева предлагала знакомить детей ...

Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
В развитии личности ребенка дошкольного возраста важное место занимают знания. При отборе содержания знаний следует учитывать, что знание лежит в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру. Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в един ...

Структура теста
Любой тест имеет в своем составе несколько частей. Это руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов, шаблоны для обработки данных. В руководстве приводятся данные о целях тестирования, результатов проверки на надеж ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru