Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании (ПКСПП).
Компетенция ПКСПП-6 определяется как "способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности".
Под данной компетенцией мы понимаем выстраивание межличностных отношений, соотнесение личных и групповых ценностей / интересов, работа в команде, выполнение определенных ролей и ответственность за общий результат.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО "Психолого-педагогическое образование". Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников, имеющих навыки работы в коллективе (помощь, поддержка, одобрение усилий друг друга); обладающих необходимыми социальными навыками (лидерства, коммуникации, управления конфликтами); способных нести индивидуальную ответственность за работу в коллективе.
Структура компетенции ПКСПП-6:
Бакалавр знает
- основы организации работы в коллективе (командной работы);
умеет
- устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с коллегами, соотносить личные и групповые интересы, проявлять терпимость к иным взглядам и точкам зрения;
владеет
- опытом работы в коллективе (в команде), навыками контроллинга (оценки совместной работы, уточнения дальнейших действий и т.д.).
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза
Уровни сформированности компетенции |
Основные признаки уровня |
Пороговый уровень |
- знает основы организации работы в коллективе (командной работы); - знает основы теории конфликтов; - имеет опыт работы в коллективе (команде); - понимает необходимость совместной деятельности во взаимодействии с другими; - демонстрирует внимание и уважение к другим людям |
Повышенный уровень |
- способен организовать работу коллектива (команды); - умеет выявлять причины и принимать меры по разрешению конфликтов; - может нести ответственность за результаты совместной работы; - способен внести ощутимый вклад в работу коллектива, даже если не учтены его личные интересы |
Данная компетенция, согласно учебного плана бакалавров-психологов образования, формируется в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
- патопсихология (всего 108 ч.).
Таким образом, компетенция ПКСПП-6 формируется у бакалавров-психологов образования при изучении одной дисциплины.
Руководство и лидерство в коллективе
В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ...
Система работы учителя по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ в
современных условиях
С введением новой процедуры аттестации и проведения конкурсного экзамена в ВУЗ перед учителем старших классов стоит важная задача подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ при условии существования итоговой аттестации за курс основной школы и текущего контроля в другой форме. При этом их нужно не «натаскиват ...
Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его
представление о сущности воспитания в целом
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель – его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. С ранних лет Толстой предавался раз ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.