Руководство и лидерство в коллективе

Страница 1

В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, и престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, – имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений.

В связи с этим в жизни коллектива функции организаторов могут выполнять те лица, за которыми все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы. Таких лиц, которые обладают способностью вести за собой других, объединять их стремления в выполнении общественной задачи, прилагать больше других усилия к созданию единства действий, влиять на групповые настроения, на формирование мнений называют лидерами.

Тех лиц, которые официально назначаются на выполнение этих функций – организаторами.

Таким образом, в жизни учебной группы относительно самостоятельно существует явление лидерства как психологическая основа самоорганизации и самоуправления коллектива.

Лидерство можно рассматривать как процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы за счет индивидуальной инициативы участников.

В социальной психологии вопросам руководства и лидерства придается большое значение, потому что психологически правильное управление способствует повышению эффективности коллективной деятельности, расширению воспитательных функций коллектива. Главная роль лидеров заключается в объединении учащихся для выполнения учебных, общественных, спортивных, культурно-массовых дел. Эти люди создают деловую интеграцию, развивают деловые отношения в коллективе.

Если организатор оправдывает свое назначение в группе, то его называют лидером-организатором.

В тех же случаях, когда он не оправдывает своего назначения, оставаясь только формально руководителем, функции лидера берут на себя другие учащиеся – неофициальные лидеры. В психологии эти 2 типа обозначаются терминами официальный и неофициальный лидер. Смена лидеров – болезненный процесс и вызывается несостоятельностью официального лидера.

Несостоятельность активности официальных лидеров в группе сказывается на уровне отношений. Наступает рассогласование деловых связей; трудно найти ответственное лицо для выполнения поручения: все отказываются от заданий. В системе эмоциональных связей усиливается изоляция отдельных группировок. Группа испытывает неудовлетворенность из-за плохой организации и ждет способного организатора. Таким образом создаются условия для выделения неофициальных лидеров, которые и берут на себя ответственность руководства. Задача педагога – не устранять, не подавлять неофициальное лидерство, а передать часть своих полномочий этим лицам.

В хорошо организованных коллективах налаживается сотрудничество официальных организаторов с неофициальными. Развитие такого сотрудничества – 1-на из генеральных линий повышения уровня организованности коллектива.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Природа детской агрессивности
Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у д ...

Сущность, структура, элементы эмоционально-ценностного компонента обучения младших школьников
Воспитывающее обучение не только предполагает усвоение учащимися знаний о природе и обществе, о нормах поведения, но и требует эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на их основе системы ценностных ориентации, которые становятся мотивами п ...

Психолого-педагогические особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru