Руководство и лидерство в коллективе

Страница 1

В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, и престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, – имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений.

В связи с этим в жизни коллектива функции организаторов могут выполнять те лица, за которыми все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы. Таких лиц, которые обладают способностью вести за собой других, объединять их стремления в выполнении общественной задачи, прилагать больше других усилия к созданию единства действий, влиять на групповые настроения, на формирование мнений называют лидерами.

Тех лиц, которые официально назначаются на выполнение этих функций – организаторами.

Таким образом, в жизни учебной группы относительно самостоятельно существует явление лидерства как психологическая основа самоорганизации и самоуправления коллектива.

Лидерство можно рассматривать как процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы за счет индивидуальной инициативы участников.

В социальной психологии вопросам руководства и лидерства придается большое значение, потому что психологически правильное управление способствует повышению эффективности коллективной деятельности, расширению воспитательных функций коллектива. Главная роль лидеров заключается в объединении учащихся для выполнения учебных, общественных, спортивных, культурно-массовых дел. Эти люди создают деловую интеграцию, развивают деловые отношения в коллективе.

Если организатор оправдывает свое назначение в группе, то его называют лидером-организатором.

В тех же случаях, когда он не оправдывает своего назначения, оставаясь только формально руководителем, функции лидера берут на себя другие учащиеся – неофициальные лидеры. В психологии эти 2 типа обозначаются терминами официальный и неофициальный лидер. Смена лидеров – болезненный процесс и вызывается несостоятельностью официального лидера.

Несостоятельность активности официальных лидеров в группе сказывается на уровне отношений. Наступает рассогласование деловых связей; трудно найти ответственное лицо для выполнения поручения: все отказываются от заданий. В системе эмоциональных связей усиливается изоляция отдельных группировок. Группа испытывает неудовлетворенность из-за плохой организации и ждет способного организатора. Таким образом создаются условия для выделения неофициальных лидеров, которые и берут на себя ответственность руководства. Задача педагога – не устранять, не подавлять неофициальное лидерство, а передать часть своих полномочий этим лицам.

В хорошо организованных коллективах налаживается сотрудничество официальных организаторов с неофициальными. Развитие такого сотрудничества – 1-на из генеральных линий повышения уровня организованности коллектива.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Концептуальная освоенность принципов Болонского процесса в странах, подписавших Болонскую декларацию
Имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис, сформулированный выше во «Введении», о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие с ...

Педагогические условия, направленные на формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Определение условий эффективной организации художественно – творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [19, 729]. Большинство исследователей, такие как В.И ...

Специфика профессиональной деятельности артиста балета
Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь – понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический обр ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru