Информация о педагогике » Л.Н. Толстой о значении народного образования » Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его представление о сущности воспитания в целом

Проведен анализ концепций Л.Н. Толстого о народном образовании, его представление о сущности воспитания в целом

Страница 1

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель – его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. С ранних лет Толстой предавался размышлениям о главнейших вопросах нашего бытия — счастье, смерти, Боге, любви, вечности. Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивление злу насилием, но стремлении увеличения добра в мире каждым человеком. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота.

Он говорил о том, что важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного, однако самым важным в образовании полагал соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Толстой считал, что угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п.), обусловливающие приобретение тех или иных знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию.

Что касается Толстого, то он полагал, что для того, чтобы образование, будучи свободно как для учащих, так и для учащихся, не было собранием произвольно выбранных, ненужных, несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний, нужно, чтобы у обучающих, так же, как и у обучаемых, было общее и тем, и другим основание, вследствие которого избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы, и преподавались бы в соответственных их важности размерах [15 С.209].

Количество предметов знания бесконечно, и так же бесконечно то совершенство, до которого может быть доведено каждое знание. Толстой сравнивает область знания с выходящими из центра сферы бесконечного количества радиусами, которые можно до бесконечности удлинять. Однако во времена Льва Николаевича (да и сейчас тоже) знания в обществе распределяются не только не равномерно, но в самых "уродливых" соотношениях: некоторые радиусы достигают самых больших размеров, другие же – вовсе не обозначены.

По мнению Толстого, совершенство в деле образования достигается не тем, чтобы учащиеся усвоили очень многое из случайно избранной области знания, а тем, чтобы, во-первых, из бесконечного количества знаний, были переданы учащимся знания о самых важных и нужных предметах, а во-вторых, тем, чтобы знания эти были доведены до относительно одинаковой степени, так, чтобы передаваемые знания стали подобно радиусам – одинаковой длины и одинаково равномерно друг от друга отделенными – и составляли бы гармоничное целое.

«Только при разумном, религиозно-нравственном учении, поставленном в основу образования, - говорил Лев Николаевич, может быть и разумное, и не вредное людям, а разумное образование. При отсутствии же такой разумной основы образования не может и быть ничего другого, как только то, что и есть теперь, — нагромождение пустых, случайных, ненужных знаний, называемых наукой, которые не только не полезны, но приносят величайший вред людям, скрывая от них необходимость одних нужных человеку знаний.

Для Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера".

Толстой констатирует, что на разработку основ сознательного внушения - обучения в обществе направляются практически все силы, бессознательное же внушение - воспитание, "вследствие того, что наша жизнь дурна", находится в пренебрежении. "В воспитании всегда, везде, - пишет Лев Николаевич, - у всех была и есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом, одним разумом, как будто у ребенка только и есть один разум ошибаться. Воспитатели тоже становятся перед воспитанниками на кафедру и стараются быть непогрешимыми". [ 14 с. 122]

Толстой настаивает на том, что воспитание, бессознательное внушение, есть самое важное и для того, чтобы оно было нравственным, необходимо воспитателю самому жить нравственной жизнью. Только в этом случае, личный пример учителя становится мощным воспитательным фактором. А противовес старой педагогической догме, согласно которой воспитание возможно только на положительных примерах, а отрицательное в жизни и людях лишь развращает и нравственно уродует людей Лев Николаевич считал, что нравственно воспитывает не только положительное, но и отрицательное.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru