Информация о педагогике » Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы

Реализация методов эмоционально-ценностного компонента образования на уроках начальной школы

В настоящее время мало кем отрицается, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека.

Осуществление этой задачи требует внести существенные изменения в содержание начального образования, методы и средства обучения, которые должны быть направлены на формирование личности школьника в целом: его интеллектуальной, волевой и эмоционально-ценностной сфер. В сфере интеллектуального развития младших школьников накоплен огромный опыт как педагогической наукой, так и практикой. При рассмотрении другого компонента образования остаются актуальными слова Л.В. Занкова о том, что в школе «личность ребенка подменяется интеллектом, а если сказать точнее - мышлением. Многочисленные свидетельства этому можно найти в любом методическом пособии. В лучшем случае иногда упоминается о воле и эмоциях, но дальше декларативных заявлений дело не идет» (4, с. 158). Хотя ещё К.Д.Ушинский писал: «Нет, одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто, и в противоречии с ним связывает людей в честное, дружное общество» (20, с. 31). Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности его потребности в движении. Однако имеющиеся аффективные впечатления современного ребенка часто бывают отрывочными, однобокими и беспорядочными. Даже в самых нормальных и, казалось бы, благоприятных условиях ребенок часто недополучает адекватной аффективной стимуляции. Избыточная активность одних эмоциональных переживаний не может компенсировать пассивность других. Это создаёт трудности формирования у ребёнка адекватного эмоционального образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с ним. У детей может накапливаться даже особый эмоциональный голод к определенному ряду впечатлений, способствующий нестабильности их поведения. Не случайно учителя отмечают возрастание отклонений эмоционального развития современного ребенка - появляется все больше и больше детей склонных к ссорам и агрессии, детей избегающих своих сверстников, замкнутых и т.д.

Нельзя сказать, что проблема эмоционально-ценностного образования и волевого развития ребенка нова, она имеет свою историю на всех этапах развития образования и педагогики. В настоящее время найден ответ на многие вопросы в данном направлении. Работы Л.С.Выготского, СЛ.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других показали прямую связь между эмоциональным, интеллектуальным и волевым развитием учащихся. Доказаны необходимость и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер), обоснован принцип положительного эмоционального фона обучения (М.Н. Скаткин), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И Равкин, М.В.Богуславский), показана роль эмоций в воспитании (Б.И.Додонов, П.МЯкобсон, А.Я.Чебыкин), формирование ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л.В.Куликова, Т.В.Равгина, Г.П.Савкина, А.Д.Солдатенков), влияние усвоенных ценностей на качество личности ребенка и его поведение (И.Я.Скворцова, О.Н.Прокопец).

Однако анализ психолого-педагогических исследований, школьных учебников и учебных пособий, данные анкетирования учителей показывают, что попытки решить эту проблему оказались недостаточными. Поэтому вполне правомерно говорить о том, что проблема формирования эмоционально-ценностного отношения к миру у младших школьников требует теоретического обоснования. Именно в этом возрасте проявляется сензитивность эмоционального развития, закладываются основы ценностных ориентаций и волевого развития. (11, с.4)

Переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.

Актуальность проведенного исследования оправдана необходимостью разработки условий формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к обучению и недостаточностью научных знаний, описывающих этот процесс.

Целью работы является обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс реализации методов эмоционально-ценностного компонента образования в начальной школе.

В ходе эксперимента проверялась гипотеза, предполагающая, что формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре можно придать активный, управляемый характер в случае, если: обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенком осознается его субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и эксперимент; контрольное тестирование и математическая обработка результатов исследования.

Новые статьи:

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
С ростом ребёнка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено. Физические качества ребёнка ...

Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В " ...

Компетентность как условие развития личности
Компетентность как элемент общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе. Если придерживаться представления о школе как о месте для приобрете ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru