Глубокое чувство сострадания передавалось детям. Когда учитель рассказывал, как Пушкин, прощаясь с книгами, произнес: «Прощайте, друзья мои», мальчишка, сидевший за последней партой всхлипнул (80 с.48).
Другой пример. «О твоих, Русь, сыновьях» - так назвала свой урок в VIII классе Людмила Кузьминична. Посвящен он «Слову о полку Игореве», защитникам Земли русской.
Звучит отрывок из увертюры к опере Бородина, ученики слушают грамзапись художественного чтения «Зачина» поэмы. На экране проецируются иллюстрации к «Слову» известного художника В. Фаворского. Так класс «входит» в тему урока (80, с.51).
При реализации этого метода особенно в начальном обучении необходимо руководствоваться законом выражения чувства обоснованный В.В. Зеньковским. Смысл психической работы по выражению чувств заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и тем закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Образы (музыкальные, пластические, художественные) позволяют осознать и закрепить чувства детей.
Метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его в том, что учитель показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживание значимых чувств и осознание необходимых ценностей и введение их в систему ценностных ориентации личности.
Примером применения этого метода может служить один из механизмов изживания у детей нежелательных страхов, основанный на том, что ребенок достигает пугающего объекта (либо ситуации) и уничтожает или преобразует их таким образом, что они становятся не страшными, способ такого преобразования или уничтожения ребенок может найти сам или получить от взрослого. Имея такой способ, ребенок получает знания о возможности «благополучного исхода», который помогает ему рядом с отрицательной эмоциональной доминантой страха «выращивать» положительную - «счастливого конца». В итоге она начинает превалировать и разряжает отрицательную доминанту. Причем, чем дольше нагнетается эмоциональное напряжение, связанное с переживанием страха, тем быстрее происходит сдвиг в сторону положительной доминанты. В результате положительные эмоции получают двойной заряд, и ребенок переживает сильное чувство радости, удовольствия («катарсис»), связанное с разрешением неприятной, пугающей ситуации.
Другой пример. От Люды всегда веяло грустью, разговаривала она тихо, застенчиво опустив голову, в классе девочки не принимали ее в свою компанию. Однажды, слушая жалобную песню Стрекозы, которая «вводила» детей в мимические упражнения, девочки растрогались. Это было тут же использовано. Всем было предложено по очереди побывать на месте Стрекозы, которую, несмотря на ее жалобную песню, никто из лесных жителей не пускает в свой дом. Дети вели себя в роли животных так, как их просили. Только Люда не послушалась и всех девочек-стрекоз пускала в свой дом. Когда пришла очередь играть роль стрекозы Люде, стереотип пренебрежительного отношения к ней девочек был разрушен: для них Люда стала олицетворением страдалицы - Стрекозы. Играющим было предложено поступить по отношению к Люде-Стрекозе так, как им самим хочется. Все дети по очереди пустили Люду в свои домики. Так эмоция жалости победила эмоцию презрения. В дальнейшем девочки стали с ней дружны.
Общедидактические методы реализуются через приемы и средства включенные в этот метод. Приемы обучения - это средство и форма воплощения метода обучения как модели, задающий характер взаимодействию учителя и учащихся в рамках дидактической ситуации, образованной с помощью этого приема обучения. Прием содержит в себе указание на организационную форму, в которую должна быть облечена данная дидактическая ситуация (И.К.Журавлев). Если методы обучения являются достаточно устойчивой дидактической категорией, то приемы не имеют ограничений ни по номенклатуре, ни по их сочетанию и последовательности. Приемы реализации рассмотренных методов могут быть разнообразны, но педагогическая сущность всего многообразия приемов, их сочетаний проявится в методах обучения направленных на реализацию эмоционально-ценностного компонента.
Рекомендации педагога Бойковой Г.В. по профилактике неуспеваемости
школьников
Для предупреждения неуспеваемости основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. Работа учителя должна б ...
Правила к отбору произведений живописи и поэтического слова
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет осново ...
Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной
деятельностью учащихся
Что такое обучаемость? Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г.Ананьев характеризует как восприимчивость к усвоению знаний и обозначает ее термином обучаемость. Н.А.Мечинская указ ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.