Реализация эмоционально-ценностного компонента образования

Страница 10

Таким образом, во всех экспериментальных возрастно-половых группах наблюдалось повышение уровня сформированности компонентов и качественно изменились типы эмоционально-ценностного отношения к физической культуре. Изменение типов отношения детей экспериментальных групп во всех случаях носит поступательный характер.

Улучшение показателей в экспериментальных группах, повышение уровней сформированности компонентов, формирование осознанно активного отношения к физической культуре связано с реализацией педагогических условий эксперимента. Это позволяет говорить о правомерности выдвинутой гипотезы нашего исследования.

Исходная диагностика обеспечивается тестированием, причем в дальнейшей работе с младшими школьниками можно использовать не всю программу тестирования, а лишь набор наиболее и наименее информативных тестов, определенный для каждой возрастно-половой группы.

Использование комплекса методических приемов на фоне игрового метода организации занятий с младшими школьниками создало условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, обеспечило эмоциональное подкрепление и повышение уровней развития компонентов эмоционально-ценностного отношения, позволило детям осознать их субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.

Проведенные исследования позволили выявить закономерности изучаемого процесса:

Уменьшение с возрастом проявления специфических свойств, связанных у девочек с эмоциональными проявлениями, у мальчиков - с волевыми.

С возрастом факторная структура эмоционально-ценностного отношения к физической культуре изменяется: как у мальчиков, так и у девочек количество факторов увеличивается.

При формировании мотивационно-ценностного отношения к физической культуре преимущественное значение имеют педагогические условия.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Исходя из психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ни одна задача этой ступени образования не может быть решена без подключения эмоционально-ценностного компонента.

Более того, эмоционально ценностный компонент является определяющим при выборе методов, средств и форм обучения. Отбор содержания начального образования диктуется ценностной значимостью и эмоциогенностью его для младшего школьного возраста. Сами ценности при их отборе в содержание начального образования должны учитывать возрастные особенности ценностных ориентации младших школьников и логику их усвоения от конкретных к абстрактным ценностям.

Младший школьный возраст продолжает оставаться сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, поэтому начальное образование должно уделять большое внимание аффективному развитию детей.

В тактике эмоционально-ценностного стиля обучения прослеживаются типичные линии поведения учителя:

1) преобладание ценностно-смысловой информации, направленной на духовно-нравственное развитие учащихся;

2) ориентация на эмоционально-личностный способ отношения к учебной информации и взаимодействия с учениками;

3) подбор нравственно-развивающих заданий и создание ситуаций оценки-взаимооценки-самооценки в образовательном процессе.

Данный стиль обучения эффективно развивает:

• образное мышление ученика и эмоционально-нравственную сферу его личности, стимулирует к саморефлексии и самопознанию, самораскрытию творческих способностей и ценностного отношения к миру;

• учит эмоциональному и диалогическому стилю общения с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности.

Результаты проведенного педагогического эксперимента позволяют оптимизировать средства, совершенствовать методы и формы организации занятий физической культурой с детьми, рационализировать процесс управления формированием мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре.

В проведенном исследовании определен минимальный набор информативных показателей, использование которого позволяет осуществлять контроль за проявлениями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре в различных возрастно-половых группах.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Новые статьи:

Урок в современной школе
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Специально организованное обучение детей иностранному языку
Большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, многократно возросла необходимость владения иностранными языками. Иностранный язык в дошкольном возрасте, еще недавно бывший привилегией от ...

Методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в последипломный период
На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации: 1. Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетн ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru