Причины неуспеваемости школьников

Страница 1

Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность- переход от детства к взрослости [18].

Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений.

Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе.

Ведущими причинами неуспеваемости подростков в изучении иностранного языка многие авторы считают следующие:

пониженная обучаемость школьника;

недостатки в развитии познавательных процессов;

педагогическая запущенность;

интеллектуальная пассивность;

индивидуально – типологические особенности;

отсутствие адекватной мотивации учения [17].

Недостатки в развитии познавательной сферы обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания.

Интеллектуальная пассивность, или, иначе, «умственная лень», отрицательно сказывается на успеваемости, что связано с особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является познавательным процессом.

Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатком обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся мотивационно - потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности.

Но причины плохого усвоения знаний по иностранному языку не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти, недостаткам в развитии интеллектуальной сферы. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся.

В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением силы нервной системы. Временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.

Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников в изучении иностранного языка. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками» - глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал [5].

Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости в изучении иностранного языка. Так, например, известный русский педагог А.М. Гельмонт (1895-1963), поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Экспериментальная апробация и проверка эффективности использования СДО Moodle для информатизации образовательного процесса
В этом разделе мы рассмотрим результаты внедрения СДО Moodle, и системы "Электронный деканат" версии 1.2 в государственном среднем общеобразовательном учреждении ЦО "Технологии обучения". После внедрения СДО Moodle в процесс образования он изменился, по нескольким параметрам. Ра ...

Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Цель формирующего этапа нашего исследования состояла в формировании уровня восприятия сказки детьми дошкольного возраста путем поиска психолого-педагогических методов и форм использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребе ...

Выявление уровня готовности будущих первоклассников к обучению математике в школе
В период с 02.04.08 по 25.06.08. на базе ДОУ «Солнышко» (г.Ветлуга Нижегородской обл.) было проведено исследование развития элементарных математических представлений у испытуемых двух выборок (первая – из тех, кто принимал участие в реализации вышеуказанной программы – группа А, вторая – из тех, кт ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru