Работа с группой включает самые разнообразные виды деятельности социального педагога:
1) развитие группы в целом и индивида в частности;
2) развитие взаимопомощи и поддержки среди членов группы;
3) использования группового процесса для жизнедеятельности группы;
4) развитие автономии в группе.
Не менее важное значение в жизнедеятельности социума играют технологии социальной работы с микросоциуме. На сегодняшний день существует много подходов к классификации социальных групп. Рассмотрим некоторые из них.
Исходя из содержания деятельности социального педагога различают:
1) группы досуга;
2) образовательные группы:
- Группы семейного образования;
- Группы профессиональной ориентации;
- Группы свободного выбора;
3) социальные группы, направленные на:
- Сохранение адаптивных моделей;
- Изменение адаптивных моделей;
4) группы социальной терапии.
Исходя из таких критериев, как тип услуги и особенности деятельности социального работника различают следующие модели социальной работы с группой:
А) модель социальных целей. При использовании данной модели социальный педагог выполняет роль помощника;
Б) клиническая модель (включает такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, оценка и решение проблемы). В данном случае социальный педагог выполняет роль участника взаимодействия;
В) модель взаимопомощи. При использовании данной модели социальный педагог выступает в роли посредника.
Исходя из конечной цели деятельности, различают следующие типы социальных групп:
- Группы восстановления (основная цель - совместное рациональное досуга);
- Группы восстановления умений (основная цель - восстановление утраченных умений или приобретение новых);
- Образовательные группы (рассматривают такие вопросы, как рациональное распределение семейного бюджета, воспитание детей и проч.)
- Группы посредничества (основная цель - гармонизация потребностей личности и общества);
- Группы самопомощи, которые формируются на основе следующих принципов:
* Люди с общими проблемами лучше понимают друг друга;
* Решение проблемы своими силами на виду у других способствует формированию чувства собственного достоинства;
* Совместное решения "Обязательства проблем дает уверенности в своих силах;
* В ходе совместного решения проблем индивид усваивает необходимые в будущей жизнедеятельности роли;
* Эмпатия в группе способствует взаемодопози.
Примерами таких групп являются: группы анонимных алкоголиков, депрессантов, анонимной семьи (родители, у которых дети - инвалиды) и т.д.
- Терапевтические группы, которые способствуют развитию навыков межличностного общения, развития и самоосознанию личности, коррекции здоровья.
Технология развития группы включает следующие стадии:
1) стадия переговоров, которая предусматривает выбор ролей, ориентацию в сложившейся ситуации;
2) стадия власти, в ходе которой происходит ролевое становления и определения лидеров;
3) стадия переговоров, где налаживается взаимодействие между членами группы, формулируются общие цели, роли и задачи группы;
4) функциональная стадия, которая отмечается значительной групповой активностью, взаимной поддержкой и открытостью между членами группы;
5) стадия распада группы, когда отдельные члены группы и группа в целом полностью осмысливают и решают свои проблемы.
Социально-педагогическая работа с микросоциуме представляет собой профессиональную помощь индивидам, группам, объединенных общими ценностями и интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории и имеют общие проблемы.
В процессе формирования и использования технологий работы в микросоциуме социальный педагог выполняет функции: адвоката, брокера, эксперта и социального ориентира.
Основными принципами использования технологий работы с микросоциуме являются:
- Доступности;
- Активного сотрудничества социального педагога с членами микросоциума;
- Развития новых инициатив;
- Создание сети поддержки;
- Активизации подходов;
- Межведомственного взаимодействия.
Условно технологии социальной работы с микросоциуме подразделяются на:
1) технологии локального развития;
2) технологии социального планирования;
3) технологии проведения социальных акций.
Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...
Основы теории площадей
Рассмотрим основные положения теории площадей. Начнем с определения площади многоугольника. Простым многоугольником называется простая замкнутая ломаная вместе с частью плоскости, ограниченной ею. Будем рассматривать только простые многоугольники, называя их для краткости многоугольниками. Определе ...
Развитие внимания у старших школьников
На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор. Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на разви ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.