Работа с группой включает самые разнообразные виды деятельности социального педагога:
1) развитие группы в целом и индивида в частности;
2) развитие взаимопомощи и поддержки среди членов группы;
3) использования группового процесса для жизнедеятельности группы;
4) развитие автономии в группе.
Не менее важное значение в жизнедеятельности социума играют технологии социальной работы с микросоциуме. На сегодняшний день существует много подходов к классификации социальных групп. Рассмотрим некоторые из них.
Исходя из содержания деятельности социального педагога различают:
1) группы досуга;
2) образовательные группы:
- Группы семейного образования;
- Группы профессиональной ориентации;
- Группы свободного выбора;
3) социальные группы, направленные на:
- Сохранение адаптивных моделей;
- Изменение адаптивных моделей;
4) группы социальной терапии.
Исходя из таких критериев, как тип услуги и особенности деятельности социального работника различают следующие модели социальной работы с группой:
А) модель социальных целей. При использовании данной модели социальный педагог выполняет роль помощника;
Б) клиническая модель (включает такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, оценка и решение проблемы). В данном случае социальный педагог выполняет роль участника взаимодействия;
В) модель взаимопомощи. При использовании данной модели социальный педагог выступает в роли посредника.
Исходя из конечной цели деятельности, различают следующие типы социальных групп:
- Группы восстановления (основная цель - совместное рациональное досуга);
- Группы восстановления умений (основная цель - восстановление утраченных умений или приобретение новых);
- Образовательные группы (рассматривают такие вопросы, как рациональное распределение семейного бюджета, воспитание детей и проч.)
- Группы посредничества (основная цель - гармонизация потребностей личности и общества);
- Группы самопомощи, которые формируются на основе следующих принципов:
* Люди с общими проблемами лучше понимают друг друга;
* Решение проблемы своими силами на виду у других способствует формированию чувства собственного достоинства;
* Совместное решения "Обязательства проблем дает уверенности в своих силах;
* В ходе совместного решения проблем индивид усваивает необходимые в будущей жизнедеятельности роли;
* Эмпатия в группе способствует взаемодопози.
Примерами таких групп являются: группы анонимных алкоголиков, депрессантов, анонимной семьи (родители, у которых дети - инвалиды) и т.д.
- Терапевтические группы, которые способствуют развитию навыков межличностного общения, развития и самоосознанию личности, коррекции здоровья.
Технология развития группы включает следующие стадии:
1) стадия переговоров, которая предусматривает выбор ролей, ориентацию в сложившейся ситуации;
2) стадия власти, в ходе которой происходит ролевое становления и определения лидеров;
3) стадия переговоров, где налаживается взаимодействие между членами группы, формулируются общие цели, роли и задачи группы;
4) функциональная стадия, которая отмечается значительной групповой активностью, взаимной поддержкой и открытостью между членами группы;
5) стадия распада группы, когда отдельные члены группы и группа в целом полностью осмысливают и решают свои проблемы.
Социально-педагогическая работа с микросоциуме представляет собой профессиональную помощь индивидам, группам, объединенных общими ценностями и интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории и имеют общие проблемы.
В процессе формирования и использования технологий работы в микросоциуме социальный педагог выполняет функции: адвоката, брокера, эксперта и социального ориентира.
Основными принципами использования технологий работы с микросоциуме являются:
- Доступности;
- Активного сотрудничества социального педагога с членами микросоциума;
- Развития новых инициатив;
- Создание сети поддержки;
- Активизации подходов;
- Межведомственного взаимодействия.
Условно технологии социальной работы с микросоциуме подразделяются на:
1) технологии локального развития;
2) технологии социального планирования;
3) технологии проведения социальных акций.
Характеристика функций речи
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благополучной, благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания актив ...
Развитие связной речи в онтогенезе
В современных исследованиях в области лингвистики, психологии, педагогики выделяется разное количество этапов развития речи детей. Так, А.А. Леонтьев выделил: подготовительный (до 1 года), преддошкольный - этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный ...
Основные направления деятельности детских библиотек России по формированию
патриотического воспитания детей
На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность и своеобразие, самобытность каждого региона (края) [105]. Краеведение стало одной из необходимых основ укрепления региона как единой системы ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.