1) создание условий для выживания таких детей (организация ночлега, питания, оказания медицинской помощи);
2) освобождение от негативного опыта предыдущего жизни через укрепление веры в собственные силы и свое будущее.
Основным методом работы с такими лицами являются социально-педагогический патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование "Я-концепции".
Эффективность реализации программы реабилитации лиц с девиантным поведением обусловлено:
1) высокой мотивацией всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;
2) психолого-педагогической компетентности специалистов;
3) координацией деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, милиции и др
Рассмотрим технологию социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях пенитенциарной системы.
Основными принципами программы реабилитации малолетних правонарушителей являются:
- Привлечение к труду;
- Уважение личности воспитанника;
- Самоуправление;
- Сотрудничество педагогов и воспитанников.
Различают следующие типы деятельности социального педагога в ИТК:
1) карательно-воспитательная;
2) исправительно-воспитательная;
3) образовательная;
4) трудовая.
Технология работы социального педагога в воспитательно-трудовом учреждении включает следующие этапы:
А) изучение документов осужденного, его личности, выяснения причин возникновения отклонений, разработка программы реабилитации осужденного с учетом форм и методов воспитательной работы;
Б) реализация программы реабилитации, которой будут содействовать - помощь осужденному в адаптации к новым условиям жизнедеятельности и предупреждения возникновения возможных конфликтов с другими воспитанниками;
В) оценка результатов перевоспитания в учреждении;
Г) оценка результатов реабилитации после отбытия осужденным наказания (определяется на основе соблюдения правовых норм в отношении уволенного, наличии у него жилья, среды, в которой ему придется жить в будущем, отношение к нему окружающих).
Технологии социальной реабилитации осужденных предполагают использование следующих методов:
1) привлечение осужденного к трудовой деятельности;
2) метод перспективы;
3) метод положительного примера.
Важнейшими средствами социальной реабилитации осужденных выступают: слово, труд, режим, религия.
Эффективность выполнения программы реабилитации зависит от:
- Особенностей осужденного;
- Срока пребывания в колонии;
- Коллектива, в который он попал;
- Опыт социального педагога;
- Воспитательных возможностей заведения.
Технологии индивидуальной, групповой социально-педагогической деятельности и работы в микросоциальной среде.
Методы индивидуальной социально-педагогической деятельности, или социально-педагогическая работа с индивидуальным случаем, используются тогда, когда социальный педагог, совместно с клиентом, развязывает его личностные и социальные проблемы.
В своей работе с клиентом социальный педагог руководствуется следующими принципами:
- Клиент индивидуален;
- Клиент имеет право на собственные чувства и выражение их;
- Социальный педагог должен проявлять контролируемые эмоции
- Клиент должен чувствовать со стороны социального педагога поддержку;
- Клиент имеет право на собственный выбор;
- Клиент имеет право на конфиденциальность.
Общую схему работы социального педагога с индивидом можно представить в следующем виде:
1) установление первичных связей и потребностей клиента в изменениях;
2) исследования проблемы;
3) мотивация;
4) концептуализация проблемы;
5) исследования стратегий решения;
6) выбор стратегии;
7) реализация стратегии;
8) эволюция (развитие самого клиента).
Индивидуальная работа осуществляется с помощью методов:
- Психосоциального;
- Поведенческого;
- Целевого;
- Оперантном изменению поведения;
- Респондентного изменения поведения;
- Экологического;
- Метода решения проблем;
- Рационального метода;
- Терапии реальностью.
Социальная групповая работа является практическим методом социально-педагогической деятельности, который помогает личности расширить свое социальное функционирование и, благодаря целенаправленному опыта группы, более эффективно справиться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микросоциуме.
Последовательность выполнения пейзажа детьми дошкольного возраста
Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу необходимо соблюдать последовательность выполнения пейзажа: Начинается с выбора уголка природы, который вы хотели изобразить в своей картине. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере), но есть один способ который позволяет это делать и дома ( ...
Примеры лабораторных работ по математике 7 – 9 классов различных типов и
методические рекомендации к ним
В предыдущих параграфах мы описали требования к организации и проведению лабораторных работ, рассмотрели работы, которые предлагают авторы пособий для учителей, в этом параграфе мы приведем примеры лабораторных работ различных типов и методические рекомендации к ним. Лабораторная работа на тему «Пе ...
Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных
учреждений
Первая младшая группа Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они пр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.