В социальной педагогике различают следующие типы социальной реабилитации: психологическая, педагогическая, медицинская, экономическая, профессиональная, бытовая.
Эффективность социальной реабилитации обусловливается соблюдением следующих принципов: этапности, комплексности преемственности и последовательности в проведении реаблитацийних мероприятий, обязательности и добровольности, доступности.
Различают следующие уровни социальной реабилитации:
- Медико-социальный;
- Профессионально-трудовой;
- Правовой;
- Психологический;
- Социально-психологический;
- Социально-ролевой;
- Социально-бытовой.
На каждом из этих уровней используются определенные методы социальной реабилитации. Так, на психологическом уровне используются различные диагностические (лечебно-восстановительные и психотерапевтические) способы ликвидации последствий посттравматического стресса.
В зависимости от конкретной проблемы, социальный педагог составляет программу реабилитации клиента.
Например, программа социальной реабилитации ребенка-инвалида состоит из следующих частей:
1) изучение питомца, выяснение причин заболевания, отставание в развитии и обучении;
2) определение форм и методов индивидуальной работы;
3) организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка;
4) организацию трудовой деятельности ребенка;
5) оказание помощи воспитаннику, который находится в ситуации кризиса;
6) консультирование родителей;
7) соблюдение прав ребенка.
При этом, социальный педагог обязан придерживаться следующих основных принципов лечебной педагогики:
- Ответственности за здоровье ребенка;
- Сочувствие и заботы по отношению к ребенку;
- Профилактики психической, физической и социального кризиса в состоянии ребенка;
- Индивидуального подхода в работе с ребенком;
- Объединение усилий врачей, родителей и ребенка в процессе реабилитации;
- Соблюдение главной заповеди "Не навреди!";
- Поощрение ребенка в ее деятельности;
- Использование в работе факторов окружающей среды, природы, общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Исходя из основной цели лечебной педагогики - оздоровление ребенка - выделяют ее основные средства:
1) общетерапевтическое, направленные на укрепление здоровья, на ее позитивное общение как основу психического здоровья;
2) лечебные - организация консультаций специалистов для диагностики состояния здоровья и определения лечения;
3) профилактические - привлечение детей к разнообразной творческой деятельности с целью предупредить отклонения в физическом, психическом состоянии здоровья, обучение культуре организации свободного времени, организации режима в школе, дома; обучение наблюдению за своим здоровьем, создание в центре или школе мест , где ребенок мог бы освободиться от своих переживаний, страхов, негативных эмоций и напряжения.
Важнейшим методом лечебной педагогики является метод убеждения, который основан на суггестивному самовнушения. Кроме этого метода эффективны в лечебной педагогике есть методы: игротерапии (особенно, игры на свежем воздухе), аретотерапии (положительного примера), имаготерапия, натурпсихотерапии.
Одной из актуальных социально-педагогических проблем является проблема девиантного поведения. При формировании социально-педагогических технологий реабилитации девиантов следует учитывать следующие положения:
1) учет положительных качеств девианта;
2) формирование будущих позитивных жизненных намерений и надежд;
3) привлечение к общественно-полезной деятельности, которая бы заинтересовала самого девианта;
4) доверие и уважение.
В процессе реализации программы реабилитации лица с девиантным поведением социальный педагог выполняет следующие функции:
- Восстановление, предусматривающий восстановление тех положительных качеств, которые преобладали в индивида перед возникновением дезадаптации;
- Компенсации, которая заключается в формировании у индивида стремление исправить определенные негативные качества;
- Стимуляции, направленную на активизацию позитивной мотивации деятельности индивида.
При внедрении технологий реабилитации девиантов используются методы: стимулирование деятельности, внушение, перспективы, примера и упражнения.
Особого внимания социального педагога заслуживают так называемые "дети улицы". Работа с ними осуществляется, в основном, в двух направлениях:
Практическое применение эффективных форм и методов подготовки учащихся 7-х
классов общеобразовательных школ к адекватным действиям в условиях
землетрясения
Оснащение кабинета ОБЖ регламентируется письмом департамента государственной политики в образовании минобрнауки России от 01.04.05 года №03 417. В письме содержатся рекомендации по оснащению кабинетов безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки специальным оборудованием. Эти реком ...
Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей
Воспитательное воздействие авторитет родителей на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подра ...
Проблема прочтения классики
Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. Литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно на ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.