В социальной педагогике различают следующие типы социальной реабилитации: психологическая, педагогическая, медицинская, экономическая, профессиональная, бытовая.
Эффективность социальной реабилитации обусловливается соблюдением следующих принципов: этапности, комплексности преемственности и последовательности в проведении реаблитацийних мероприятий, обязательности и добровольности, доступности.
Различают следующие уровни социальной реабилитации:
- Медико-социальный;
- Профессионально-трудовой;
- Правовой;
- Психологический;
- Социально-психологический;
- Социально-ролевой;
- Социально-бытовой.
На каждом из этих уровней используются определенные методы социальной реабилитации. Так, на психологическом уровне используются различные диагностические (лечебно-восстановительные и психотерапевтические) способы ликвидации последствий посттравматического стресса.
В зависимости от конкретной проблемы, социальный педагог составляет программу реабилитации клиента.
Например, программа социальной реабилитации ребенка-инвалида состоит из следующих частей:
1) изучение питомца, выяснение причин заболевания, отставание в развитии и обучении;
2) определение форм и методов индивидуальной работы;
3) организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка;
4) организацию трудовой деятельности ребенка;
5) оказание помощи воспитаннику, который находится в ситуации кризиса;
6) консультирование родителей;
7) соблюдение прав ребенка.
При этом, социальный педагог обязан придерживаться следующих основных принципов лечебной педагогики:
- Ответственности за здоровье ребенка;
- Сочувствие и заботы по отношению к ребенку;
- Профилактики психической, физической и социального кризиса в состоянии ребенка;
- Индивидуального подхода в работе с ребенком;
- Объединение усилий врачей, родителей и ребенка в процессе реабилитации;
- Соблюдение главной заповеди "Не навреди!";
- Поощрение ребенка в ее деятельности;
- Использование в работе факторов окружающей среды, природы, общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Исходя из основной цели лечебной педагогики - оздоровление ребенка - выделяют ее основные средства:
1) общетерапевтическое, направленные на укрепление здоровья, на ее позитивное общение как основу психического здоровья;
2) лечебные - организация консультаций специалистов для диагностики состояния здоровья и определения лечения;
3) профилактические - привлечение детей к разнообразной творческой деятельности с целью предупредить отклонения в физическом, психическом состоянии здоровья, обучение культуре организации свободного времени, организации режима в школе, дома; обучение наблюдению за своим здоровьем, создание в центре или школе мест , где ребенок мог бы освободиться от своих переживаний, страхов, негативных эмоций и напряжения.
Важнейшим методом лечебной педагогики является метод убеждения, который основан на суггестивному самовнушения. Кроме этого метода эффективны в лечебной педагогике есть методы: игротерапии (особенно, игры на свежем воздухе), аретотерапии (положительного примера), имаготерапия, натурпсихотерапии.
Одной из актуальных социально-педагогических проблем является проблема девиантного поведения. При формировании социально-педагогических технологий реабилитации девиантов следует учитывать следующие положения:
1) учет положительных качеств девианта;
2) формирование будущих позитивных жизненных намерений и надежд;
3) привлечение к общественно-полезной деятельности, которая бы заинтересовала самого девианта;
4) доверие и уважение.
В процессе реализации программы реабилитации лица с девиантным поведением социальный педагог выполняет следующие функции:
- Восстановление, предусматривающий восстановление тех положительных качеств, которые преобладали в индивида перед возникновением дезадаптации;
- Компенсации, которая заключается в формировании у индивида стремление исправить определенные негативные качества;
- Стимуляции, направленную на активизацию позитивной мотивации деятельности индивида.
При внедрении технологий реабилитации девиантов используются методы: стимулирование деятельности, внушение, перспективы, примера и упражнения.
Особого внимания социального педагога заслуживают так называемые "дети улицы". Работа с ними осуществляется, в основном, в двух направлениях:
Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития
российского образования
В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и определения перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной ...
Основные направления деятельности детских библиотек России по формированию
патриотического воспитания детей
На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность и своеобразие, самобытность каждого региона (края) [105]. Краеведение стало одной из необходимых основ укрепления региона как единой системы ...
Система принципов обучения, их взаимосвязь и
взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.