Традиции в жизни школы

Страница 2

Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию класса.

Система традиций в силу своей природы может самоуправляться, ибо сохраняет прошлый опыт, учится и воспитывается на нем, а сохранившееся прошлое выполняет роль управляющего фактора, как в отношении самой традиции, так и участников этого процесса.

Процесс воспитания занимает очень важное место в педагогическом процессе. И следует отметить, что роль традиций в воспитании очень высока.

Авторы различных книг и статей по педагогике приводят огромное количество примеров традиций, так Н.Меренкова перечисляет традиции их техникума. Традиции учебной и профессиональной направленности:

торжественная линейка и классные часы в группах 1 сентября;

олимпиада по предметам;

тематические линейки;

поздравление ветеранов микрорайона;

участие в городских и областных мероприятиях и др.

В школе также существуют традиции, связанные с учебной работой школьников, с их общественной жизнью, с их отношениями друг к другу и т.п. Эти традиции создают тот подчас неуловимый «дух школы», который формирует и моральный облик учеников. На это указывал в свое время еще Л.Н. Толстой: «есть, — говорил он, — в школе что-то неопределенное, почти не поддающееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке — педагогике и вместе с тем составляющее сущность успешности учения — это дух школы… Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика к другому… что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и поэтому долженствующее быть целью каждого учителя».

Известный педагог А.С. Макаренко, рассуждая на тему традиций, приводит примеры из жизни. Например, в коммуне им. Горького и им. Дзержинского одной из многочисленных традиций, которые создавались и закреплялись под влиянием А.С. Макаренко, была: «дежурного командира не проверять». Смысл ее заключался в том, что если дежурный командир говорит не на ушко, а рапортует перед всеми воспитанниками и воспитателями коммуны, то он за свои слова отвечает и ему надо верить.

Макаренко говорил, что эта традиция имела огромное воспитательное значение — она повышала ответственность дежурного, она заставляла уважать рапорт, поддерживала честь и звание командира, она воспитывала доверие. Каждая традиция имеет определенный моральный смысл и тем самым воспитывает моральное чувство и моральное сознание.

Исходя из своего опыта, Макаренко говорит: «Надо признать, что в создании традиции нужно использовать какой-то маленький инстинктивный консерватизм, но консерватизм хорошего типа, то есть доверия ко вчерашнему дню, к нашим товарищам, создавшим какую-то ценность и не желающим эту ценность разрушать сегодняшним моим капризом».

Козыренко Т. Н. в своей статье «Роль традиций в формировании личности гимназиста» показывает, какие мероприятия проводятся в их гимназии. Например:

конкурс чтецов;

конкурс живописных работ по античной тематике;

3) фольклорные праздники и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Подходы к изучению понятия «функция»
Выделяют два подхода к введению определения понятия функции: Генетический подход. Логический подход. Генетическая трактовка понятия функции основана на разработке и методическом освоении основных черт, вошедших в понятие функции примерно до середины XIX века. Наиболее существенными понятиями, котор ...

Индивидуально-психологические особенности детей
Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Н ...

Принцип свободы и нравственности в обучении
В начале следует сказать, что нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивление злу насилием, но стремлении увеличения добра в мире каждым человеком. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворо ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru