Информация о педагогике » Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников

Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников

Перемены, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу жизни общества, вызвав сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социально-культурных ценностей. Особая ответственность в этих условиях ложится на школу, которая очень часто является основным, а порой и единственным культурным центром жизни многих детей. Являясь одним из социальных институтов, школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения вместе со всем обществом.

Одной из ее традиционных задач всегда было воспитание нравственной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций. От правильного понимания ценностей, соблюдения нравственных норм каждым человеком в значительной степени зависит эффективность решения задач во всех сферах государства: образовательной, экономической, социальной, военной и т.д.

Проблема ценностных ориентаций не является в науке новой. Изучая ценностные ориентации личности, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, Н.А.Бердяев пришли к выводу, что исследуемые характеристики являются качествами личности, отражающими ее направленности настолько, что степень развития ценностных ориентаций позволяет судить об общем уровне развития личности.

Возникновение и развитие ценностных ориентаций, их влияние на все стороны жизнедеятельности человека является предметом изучения многих областей науки. В философских исследованиях (Л.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий, А. Г.Титаренко, В.П.Тугаринов и др.) ценностные ориентации являются мерой значимости процессов и явлений окружающего мира для гармоничного развития личности. В социально-психологических трудах (И.С.Кон, В.Б.Ольшанский, В.В.Соколов и др.) ценностные ориентации представлены как личностные, иерархически организованные образования, связанные с нравственными, интеллектуальными и деятельностными аспектами ее жизнедеятельности. В педагогических работах (М.И.Бобнева, В.А.Василенко, В.Д.Ермоленко, И.И.Прокопьев и др.) единогласно отмечается, что наивысшей ценностью является ребенок, что требует формирования у детей системы ценностных ориентаций, вершиной которой является человек.

Ряд исследователей связывает ценностные ориентации личности со здоровьем (М.В.Антропова, А.А.Балабин, В.Г.Боуэр, В.А.Сухомлинский, О.Л.Терещева и др.). Другие (Л.И.Любышева, М.Я.Сараф и др.) подчеркивают обязательность связи ценностных ориентаций с развитием волевых качеств личности или с формированием эстетических представлений (В.И.Столяров, А.М.Шимина и др.).

Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на многообразие подходов, их неоспоримую теоретическую и практическую значимость, проблема формирования ценностных ориентаций остается открытой для научно-практических изучений. Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с поиском путей и средств, позволяющих повысить эффективность процесса формирования ценностных ориентаций у школьников на основе традиций школы. Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы данной курсовой работы: «Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников».

Объект исследования – процесс воспитания.

Предмет исследования – влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников.

Цель проведенного нами исследования состоит в изучении необходимых условий для влияния традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников.

Исходя из понимания цели и предмета исследования, необходимым представилось решение следующих задач:

1) изучить и проанализировать педагогическую литературу по данной теме;

2) изучить традиции школы и отдельного класса во время прохождения педагогической практики;

проанализировать взаимосвязь традиций школы и ценностных ориентаций школьников.

Гипотезой в данной исследовательской работе выступает утверждение, что традиции школы влияют на формирование ценностных ориентаций школьников при следующих условиях:

1) если соблюдается целесообразность традиций, ради чего они используются, уместны ли они в данном случае, каково отношение к ним личности;

если существует преемственность между традициями школы и классного коллектива;

3) если традиции школы поддерживаются классным коллективом и связаны с его жизнедеятельностью.

4) если педагоги организуют целенаправленную работу по формированию и поддержке традиций;

если традиции представляют собой систему;

6) если традиции класса дополняют и углубляют традиции школы;

Методы исследования:

- анализ педагогической литературы;

- наблюдение;

- опрос;

При осуществлении данной работы исследовательской базой служила МОУ средняя школа №26 им. А.С.Пушкина г. Смоленска, а также 6 “В” и 11 «А» классы данного учебного заведения.

Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что представленные в ней материалы и рекомендации могут быть использованы педагогами в процессе осуществления воспитательной работы.

Новые статьи:

Значение и характеристика подвижной игры
В развитии двигательной деятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости. Е.А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство вос ...

Функции тестов. Основные требования к их проведению
Являясь средством контроля, тест выполняет ряд функций в обучении. Мы считаем необходимым говорить об этом именно в данной главе, т.к. вопрос о роли, которую выполняют тесты в обучении английскому языку – это скорее вопрос практический. Прежде чем приступить к методической разработке тестов, нужно ...

Выявление уровня готовности будущих первоклассников к обучению математике в школе
В период с 02.04.08 по 25.06.08. на базе ДОУ «Солнышко» (г.Ветлуга Нижегородской обл.) было проведено исследование развития элементарных математических представлений у испытуемых двух выборок (первая – из тех, кто принимал участие в реализации вышеуказанной программы – группа А, вторая – из тех, кт ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru