Школьники легко могут составить аналогичные задания самостоятельно. Данный прием следует использовать, чтобы повысить интерес учащихся к выполнению заданий. Важно, чтобы учитель оперативно проводил анализ заданий, составленных учениками, направляя их творчество таким образом, чтобы они предложит «нужные» ему задания.
Задание 7.
Пусть . Сколько корней имеет уравнение
?
Решение. Прежде всего, используя определение функции, записываем уравнение так: или после преобразований
.
Теперь, применив рассуждения, описанные в предыдущем задании, убеждаемся, что «кандидатами» на корни могут быть названы х=0 и х=2. Проверка показывает, что только х=0 является корнем уравнения. Правильный ответ – второй.
Комментарий.
Школьников следует постепенно готовить к тому, что прежде следует составить уравнение, а потом его решать, Особенно следует предлагать такие задания в классах (и тем ученикам), которые «не любят вычислять и допускают много ошибок».
Задание 8.
При каких значениях а уравнение имеет только два корня?
Решение. , т.е. левая часть уравнения, равная сумме расстояний на числовой оси от точек -6 и 4 до точки х, не меньше 10. Из геометрических представлений ясно;
1) если левая часть меньше 10, то решений нет;
2) если правая часть равна 10, то решений бесконечно много (решениями являются все х, лежащие между -6 и 4);
3) если левая часть больше 10, то решений два (одно слева от -6, другое справа от 4).
Отсюда следует, что решениями служат те и только те а, при которых а2+2а>0. Легко убедиться, что решениями служат а>0 и а<-2.
Верным является четвертый ответ.
Задание 9.
Указать целый корень уравнения
Первое решение. С помощью проверки убеждаемся, что х=0 не является корнем уравнения, а х=1 является. Верный ответ – второй.
Второе решение. Пусть Тогда исходное уравнение принимает вид а2+7а-8=0. Получаем
и
Остается решить уравнения
и
Первое уравнение имеет единственный корень х=1, а второе не имеет корней.
Верным является второй ответ.
Задание 10.
Указать промежуток содержащий корень уравнения
Решение. Так как корни определены в том и только в том случае, когда подкоренные выражения неотрицательны, то область определения состоит из единственного значения х, равного 4. Проверка показывает, что х=4 является корнем уравнения.
Верным является третий ответ.
Комментарий.
Начинать знакомить школьников с использованием области определения при решении уравнений следует с 8 класса. Не лишним будет напомнить, что в 8–9 классах задания следует предлагать в такой форме, чтобы ученикам пришлось выполнять обоснованное решение. Далее этот метод следует повторять при изучении других тем.
Задание 11.
Найти произведение корней уравнения (х2-4х+3) (х2-12х+35)+15=0.
Решение. Левую часть уравнения представим, разложив квадратные трехчлены на множители так: (х-1) (х-3) (х-5) (х-7)+15=0. Теперь, перемножив первую и четвертую, вторую и третью скобки, получим следующее уравнение (х2-8х+7) (х2-8х+15)+15=0. Пусть х2-8х+11=а. Тогда уравнение принимает вид (х-4) (х+4)+15=0 или откуда
и а2=-1. Остается решить еще два уравнения х2-8х+12=0 и х2-8х+10=0. Оба уравнения имеют действительные корни. Произведение корней первого уравнения равно 12, а произведение корней второго уравнения равно 10. При этом квадратные уравнения не имеют общих корней. Следовательно, произведение корней исходного уравнения равно 120.
Освоение культурологического образа в начальной
школе
Социокультурное и кросскультурное пространство младшего школьника включает в себя кроме невербальных языков (хореография, музыка, искусство) и вербальных языков (мифология, фольклор своей страны и других стран), также язык социокультуры семьи и класса (язык семейного общения, язык общения в классе, ...
Возрастные особенности развития внимания детей
Внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития. [6,7] Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. В это время появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие ...
Выявления уровней
сформированности самостоятельной работы младших школьников на уроках
литературного чтения
Выявим уровни сформированности самостоятельной работы и рассмотрим особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения в школе № 13 г. Череповца в 4А классе, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Пионерская ул., д. 11. 1 этап. Выявим у ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.