Решение. После очевидных преобразований получаем
Так как и функция
монотонно возрастает, то
или
. Отсюда видно, что наименьшее целое значение функции равно 2.
Комментарий.
Так как это задание из второй части, то приведенное решение придется признать вполне корректным. Думается, что это слишком сложная задача, поскольку для полного и строгого ее решения у школьника просто недостаточно знаний. Приведем полное обоснование решения. После неравенства следовало написать: функция непрерывна на отрезке
, принимает значения
Поскольку исходная функция непрерывна, то она принимает (хотя бы по одному разу) и все промежуточные значения от
до
. Наименьшим целым значением на промежутке
будет число 2.
Решение задания показывает, что следует познакомить школьников с этой теорией, не проводя доказательство, а лишь опираясь на ее геометрический смысл.
Задание 4.
Найдите сумму целых решений уравнения
Решение. Левая часть уравнения – сумма расстояний на числовой оси от точек -2 и 6 до точки х. Отсюда следует, что решениями служат все x, принадлежащие отрезку . Этот отрезок содержит такие целые числа: -2; -1; 0; 1: 2; 3; 4; 5; 6. Сложив их, получим второй ответ.
Комментарий.
Подобные задания следует предлагать постоянно, чтобы школьники не забывали различные методы решения таких уравнении.
Задание 5.
Укажите промежуток, которому принадлежит положительный корень уравнения .
Решение. Так как х>0, то и уравнение можно записать так
. Возводим обе части в квадрат и преобразуем:
, тогда
и
. Проверка показывает, что х=5 является корнем исходного уравнения, а
– посторонний корень. Правильным является второй ответ.
Комментарий.
Уравнение могло быть решено подбором корня. Следует организовать разбор решения таким образом, чтобы возник вопрос о решении уравнения, т.е. поиске всех корней исходного уравнения. В этом случае упражнение готовит к выполнению задании третьей части ЕГЭ.
Задание 6.
Сколько корней имеет уравнение ?
Решение. Известно, что . При этом равенство достигается в том и только в том случае, если х удовлетворяет неравенству
. Так как
при всех допустимых х, то решениями исходного уравнения служат решения системы
. Уравнение системы имеет два корня
и
. Из этих значений х только
удовлетворяет неравенству
, поэтому уравнение имеет единственное решение.
Правильным является третий ответ.
Комментарий.
Готовить учащихся к выполнению таких заданий следует после изучения свойств модуля. Важно, чтобы школьники последовательно и многократно отрабатывали умения анализировать, выявлять и использовать особенности уравнений для выбора оптимальных алгоритмов решения. Естественно, что задания с выборочным ответом следует использовать постоянно. Но при этом в контрольных работах необходимо предлагать задания, в которых школьники должны приводить полные решения (постепенная подготовка учащихся к выполнению заданий третьей части ЕГЭ).
Историко-педагогическая динамика процесса взаимодействия физики как учебной
дисциплины и технического образования в СССР
В современных теоретических и поисковых исследованиях в области методики преподавания физики для инженерных специальностей очевиден дефицит историко-педагогического знания. Это отрицательно сказывается на основательности и надежности, разрабатываемых сегодня идей и предложений педагогических наук, ...
Педагогические условия формирования профессиональной самостоятельности
будущего переводчика в процессе обучения в вузе
студент переводчик язык речь Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Решающая роль в о ...
Игра как вид обучающей деятельности. Функции игровой деятельности
«Вся наша жизнь – игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых си ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.