Возрастные особенности подростков

Страница 1

Неправомерно рассматривать индивидуальные особенности школьника (например, индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д.) безотносительно к возрастному периоду, стадии его развития. Одно из основных условий успешного формирования индивидуальных особенностей у ученика, это знание этих особенностей на каждой возрастной ступени. Возрастные особенности всегда существуют и проявляются в форме индивидуальных вариантов развития и являются фоном для изучения индивидуальных различий. Учет психологических особенностей чрезвычайно важен в воспитании и обучении.

Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Американский психолог С. Холл еще в начале XX века, подробно осветил эту тему. Подростковый возраст он относил к переходному, промежуточному периоду развития, периоду “бури и натиска”, а содержание подросткового возраста он охарактеризовал как “кризис самосознания”. Только преодолев этот кризис, подросток приобретает “чувство индивидуальности”. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего “я”, ему будет присуща неустойчивость, которая проявляется в следующих моментах: высокая активность сменяется ослаблением, самоуверенность сменяется застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм, веселое, приподнятое настроение сменяется апатией, спокойная сосредоточенность вдруг переходит в бесконечные рассуждения, стремление к новациям может уступить место любви к рутине и т.д.

Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. Ученый Г.Г. Шахвердов, много лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма, находит следующие причины возникновения этой проблемы: “У подростка более интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе с щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме”. “Сердечно-сосудистая система еще не достаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в связи с общим ростом тела в длину наблюдается интенсивный рост всей сердечно-сосудистой системы при некотором несоответствии в росте сердца и сосудов”. “В самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, что сопровождается часто общим малокровием, и, в частности, малокровием мозга, вялостью и повышенной утомляемостью”. Именно в этом возрасте происходит все большее расходование энергии, которые не могут остаться без определенных последствий. Отсюда напрашивается вывод о том, что даже обычные нагрузки приводят к переутомлению.

Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.

В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Учитель обязательно должен стремиться развивать такие индивидуальные свойства мышления, как, например: излагая материал словесно, подкреплять его обзорным, и наоборот.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Специально организованное обучение детей иностранному языку
Большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, многократно возросла необходимость владения иностранными языками. Иностранный язык в дошкольном возрасте, еще недавно бывший привилегией от ...

Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н.э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афи ...

Консультационные услуги института безопасности предпринимательства
Консультационные услуги Института безопасности предпринимательства представлены следующими направлениями: 1. Информационно - аналитическое сопровождение предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности. 2. Организация систем безопасности коммерческих и промышленных предприятий. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru