Памятник классической литературы - «Домосторой» - каждое новое поколение читателей воспринимает по-своему. Сегодня мы уже не даём «Домострою» однозначных отрицательных характеристик, но - в зависимости от установки - полярно оцениваем положительные его черты. Для одних это - возвращение к принципам "мещанской морали", которые оказываются необходимыми в известные моменты: "Не кради, не бей жену, не пей, соседей не обманывай, не хватайся за оглоблю при каждом вопросе, не сморкайся в скатерть, когда тебя в гости позовут и т. д.". В сущности, весь набор порядочности человеческой и есть мещанская мораль. Она не руководствуется стремлением передать человечество - ну, и что же, разве только то хорошо, что ведет на баррикады? В ней заложены человеческие вечные ценности, и самое главное - здравый смысл. Другие воспринимают традиции Домостроя глубже и основательнее. В трудах русских философов XIXв. представлено объяснение многих особенностей русского мировоззрения - на фоне проблем, затронутых в Домострое. Не говоря уж о славянофилах, даже рьяные западники, как это ни парадоксально, упрекая своих современников во многих пороках и слабостях, по существу, сожалели о тех временах, когда у их соотечественников были "домашний очаг", "привычки и правила", "симпатия и любовь", - а теперь "все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев ." Прежние представления о чужом и своем оказались разрушенными. Мир и Дом поменялись местами, и Дом опрокинут в Мир, обеднив его. Утрачивая Дом, человек становился бездомным изгоем, опустошенным бродягой. "Гулящие люди" бродят по свету, и Мир предстает неуютным, связи разорваны, и нет ни родства, ни природы - Рода, о котором во всех его ипостасиях так тоскуют писатели XX века, от Пришвина до Распутина. Философ ХХ в. Н.Бердяев говорит: «Россия ХVI века, крепкая религиозным чувством, богатая государственным смыслом, нуждалась до крайности и во внешней цивилизации и в умственном просвещении. Именно таково исходное положение, с которого начиналось развитие новой России. «Домострой» провел эту грань между старой и новой Россией, и важно было проследить пути органического развития традиции изнутри себя самой…» «Прошлое всегда продолжает жить и действовать», - замечает Бердяев, поскольку - "история дана нам не извне, а изнутри" - она в нас самих. "Пафос злобной ненависти к прошлой культуре", - продолжает философ, - объясняется незнанием этой культуры, но знать ее необходимо как историю своего же духа, ведь "человек менял одежды и идеи, но сам изменялся мало", "до сих пор родовая мораль определяет нравственные оценки, до сих пор призрачные чувства владеют людьми. Мораль племени еще сильна". [2]
Когда читаешь «Домострой», то невольно приходят на ум слова другого русского философа – Владимира Соловьева, с которыми я полностью согласна: «От века даны твердыни и устои жизни: семья, живым, личным отношением связывающая наше настоящее с прошедшим и будущим; отечество, расширяющее и наполняющее нашу душу содержанием души народной с ее славными преданиями и упованиями; наконец, церковь, окончательно избавляющая нас от всякой тесноты, связывая и личную, и национальную жизнь с тем, что вечно и безусловно.
Итак, о чем же думать? Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького я, "принимай к сердцу" дело других и дело всех, будь добрым семьянином, ревностным патриотом, преданным сыном церкви, и ты узнаешь на деле добрый смысл жизни, и не нужно будет его искать и придумывать ему определение. В таком взгляде есть начало правды, но только начало, остановиться на нем невозможно - дело вовсе не так просто, как кажется».
Общая характеристика детей младшего
школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...
Значение театрализованной игры в жизни ребёнка
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это нгры-представления, в кот ...
Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики
Составляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремит ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.