Информация о педагогике » Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками » Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников

Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников

Страница 4

Тексту присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечивать смысловую связь между частями текста, подготовиться к последующей информации, надежно идти по пути познания текста, укрепить "текстовую память", возвратить адресата к предыдущему, напомнить ему о сказанном, "обращаясь к его знанию мира."

Помимо смысловой и структурной, для текста устанавливается еще один вид связности - коммуникативная связность: "Коммуникативный аспект языка означает прежде всего наличие единой структуры языковых единиц общения, скрепленных неразрывной связью содержательной и формальной сторон."

Лингвисты выявили, что основу связности в сложном синтаксическом целом составляет коммуникативная преемственность предложений. В теме предложения повторяется часть информации предыдущего предложения, в реме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет смысл вперед.

Выделяют три типа темы - рематических цепочек :

1. Цепная связь, при которой каждое последующее предложение непосредственно связано с предыдущим. Основные средства - лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения. Это наиболее распространенный способ связи.

2. Параллельная связь, при которой каждое предложение, начиная со второго, развивает тему, обозначенную в первом предложении и связано с ним по смыслу. Основные средства осуществления - одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых.

3. Параллельная связь с отсутствием сквозной темы. Связь между предложениями осуществляется через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности, которую они вместе рисуют. Обычно такие построения используются в пейзажных описаниях.

О.А.Нечаева установила, что можно выделить следующие типы речи: описание, повествование, рассуждение, которые строятся на основе мыслительных процессов: синхронного - в описании, диахронного - в повествовании и причинно-следственного, выводного - в рассуждении.

Дадим краткую характеристику основных типов монологических высказываний.

Описание - это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается, т.е. уточняется форма, состав, структура, свойства, назначение (объекта). Назначение описания - запечатлеть какой-то момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его.

Описание статично, в нем утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета. Для описания характерно обязательное наличие объекта речи.

Нечаева О.А. выделяет в описательном типе монологической речи четыре структурно-смысловые разновидности: пейзаж, портрет, интерьер, характеристика.

Рассуждение - это модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода: научного, обобщенного или бытового (общего и частного). Для рассуждения "характерно употребление риторических вопросов, подчинительных союзов, подчеркивающих характер причинно- следственных связей между предложениями и частями текста".

Повествование - это особый тип речи со значением о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развертывающийся во времени, на первый план выдвигается порядок протекания действий. При помощи повествования передается развитие действия или состояния предмета.

Выделяются различные формы повествования. Так М.П. Брандес выделяет повествования: о событии, о переживании, состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.

О.А.Нечаева определяет следующие разновидности повествования :

- конкретно - сценическое

- обобщенно - сценическое

- информационное

Есть основания полагать, что освоение в дошкольном возрасте связной речи начинается с конкретно - сценического повествования, оно состоит из следующих друг за другом картин или сцен. Обобщенно - сценическое повествование - это сообщение о конкретных повествовательных действиях, которые повторяются в данной обстановке, становятся типичными для нее. Информационное повествование - это сообщение о действиях без их конкретизации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Диагностика конкурентоспособности студентов факультета технологий и профессионального образования
При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкуре ...

Виды универсальных учебных действий в педагогике
универсальный учебный язык грамотность В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. 1. Личност ...

Применение метода case-study в процессе проведения практики по дисциплине "Региональная экономика"
К одной из тем практических занятий (бюджетная обеспеченность региона), указанных в учебной программе по дисциплине "Региональная экономика" применим инновационную технологию – case-study. Цель обучаемых - проанализировать данную ситуацию, найденные решения, использовав при этом приобрете ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru