Информация о педагогике » Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками » Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников

Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников

Страница 3

Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как "лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов, эллипс".

Целостность текста, считает Н.И. Жинкин, позволяет наиболее адекватно выразить "коммуникативные действия, поступок человека, имеющий смысл," достичь самого высокого уровня человеческого языка - просодии.

Признак цельности как фундаментальное свойство текста рассматривался А.А. Леонтьевым. Он считает, что в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, цельность - это свойство текста в целом. Цельность есть "характеристика текста как смыслового единства, как единой структуры, и определяется на всем тексте. Она не соотносила непосредственно с лингвистическими категориями и имеет психологическую природу."

Связность характеризуется логикой изложения, особой организацией языковых средств, коммуникативной направленностью.

Связность и цельность (целостность) понятия неравнозначны. А.А.Леонтьев отмечает, что "связность обычно является условием цельности, но цельность не может полностью определяться через связность. С другой стороны. связный текст не всегда обладает характеристикой целостности."

В.А. Бухбиндер и Е.Д. Розанов, отмечая, что неотъемлемым признаком текста является его связность, понимают связность текста как "результат взаимодействия нескольких факторов. Это прежде всего логика изложения, отражающая соотнесенность явлений действительности и динамику их развития; это, далее, особая организация языковых средств - фонетических, лексико - семантических и грамматических, с учетом также и функционально - стилистической нагрузки; это коммуникативная направленность - соответствие мотивам, целям и условиям, приведшим к возникновению данного текста; это композиционная структура - последовательность и соразмерность частей; способствующих выявлению содержания; и наконец, само содержание текста, его смысл."

Все упомянутые факторы, гармонически сочетаясь в едином целом "обеспечивают связность текста."

К грамматическим средствам относят такие, как соотнесенность предложений по виду, времени и наклонению глаголов, их роду и числу. Лексические формы связи - это повтор отдельных значащих слов, употребление скоординированных местоимений, синонимических замен, соотносительных слов и т.п.

В потоке речи предложения группируются, объединяются тематически, структурно и интонационно и образуют особую синтаксическую единицу - сложное синтаксическое целое (С.С.Ц.). В детской речи чаще встречаются тесты небольшого объема, поэтому для методики развития речи наибольшее значение имеют лингвистические исследования связности внутри минимального отрезка большого текста

(сверхфазового единства, сложного синтаксического целого).

Текст состоит из С.С.Ц. и свободных предложений (такие предложения открывают и заканчивают текст); синтаксический анализ текста включает в себя исследование связей между предложениями, средства выражения этих связей, членение текста на синтаксические единицы, больше, чем предложения, - С.С.Ц.

Связи между предложениями внутри С.С.Ц. (С.Ф.Е.) отличаются от тех, которые существуют на уровне предложения и особенно на уровне словосочетания. Здесь нет таких видов связи, как согласование, управление, примыкание и др.

Связь между предложениями в С.С.Ц. - это прежде всего связь между целыми коммуникативными единицами языка (речи ), а не их частями. Это определяет и различие в смысловой значимости сопоставленных единиц. Функции предикативных частей, как правило, замыкаются внутри сложного предложения, компонентами которого они являются, в то время как функции предложения распространяется на организацию всего С.С.Ц., а иногда и целого текста. Ведь два самостоятельных предложения в тексте могут быть связаны не только между собой, но и с другими предложениями предыдущей части текста.

Любой правильно организованный текст представляет собой смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны как сематически, так и синтаксически. Смысловое и структурное единство текста организует межфразовую связь, то есть связь между предложениями, С.С.Ц., абзацами, главами и другими частями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение ур ...

Этапы развития педагогики
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детс ...

Труд детей
С самого раннего детства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участником разнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей и отношений. Как только ребенок подрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко и естественно включал ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru