Информация о педагогике » Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками » Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников

Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников

Страница 2

Термин "высказывание" в лингвистике также, как понятия "связная речь", "текст", имеет разнообразную трактовку. Высказывание - это сообщение, акт коммуникации, единица сообщения и т. д. При этом некоторые лингвисты относят к высказываниям только предложения, другие различные по длине (объему) высказывания, равные длине предложения, длине сверхфразового единства, длине абзаца и т. д. (И.Р.Гальперин, И.С. Гиндин, Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкин, Н.Д. Зарубина, Л.М.Лосева, И.П.Севбо, Г.Я.Солганик, Н. Энквист, Т.Тодоров, Х.Вайнрих и др).

Лингвистический подход к изучению текста ориентирован на выявление таких характеристик, которые можно назвать внутри текстовыми, поскольку они описывают способы внутренней организации структуры текста.

За основу категориальных признаков текста И.П. Гальперин (1977) принял :

1) наличие заголовка, завершенность, тематическое единство;

2) целенаправленность, интеграция, подчинение каждого компонента текста его общей мысли;

3) структурная организация текста, связь между его частями и предложениями;

4) обработанность текста с точки зрения стилистических норм (И.Р.Гальперин, 1977, 1981).

Важнейшими категориями текста являются: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекция, последовательность

Почти каждый текст связан с ретроспекцией, которая представляет собой возвращение к элементам текста или повтор, или с проекцией - информацией о том, что будет сказано в последующем.

Дадим характеристику категорий текста значимых для нашего исследования.

Важнейшими текстовыми категориями являются смысловая цельность (целостность) и связность - понятия, которые всеми осознаются и в то же время не вполне однозначно определяются в научных исследованиях.

Целостность проявляется на уровне содержания (тематическое единство), функции (стилистическое единство) и форма (структурное единство).

Цельный текст реализует единую программу говорящего и ощущается слушателем в качестве законченной единицы общения. Смысловое единство текста выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с предметом речи и коммуникативной установкой говорящего.

Важными понятиями, характеризующими смысловую цельность текста, являются понятия "тема" и "содержание" высказывания, "основная мысль."

Тема - есть предмет речи, распадающийся в тексте на микротемы, считающимися минимальными единицами речевого смысла.

Содержание высказывания предусматривает наличие в нем замысла автора (сообщения о фактах, явлениях) и содержательной интерпретации (индивидуально - авторского понимания. (Гальперин, 1981 г.) Текст является целостным при подчинении отбора его содержания задаче передать основную мысль.

Показателем цельности служит также заголовок, обозначающий тему или основную мысль текста, или возможность его подбора.

Создание цельного текста ребенком требует определенного уровня сформированности умений ориентироваться на тему или заголовок при построении высказывания, отбирать содержание в соответствии с целью и основной мыслью.

В обучении дошкольников необходимо учитывать обе указанные характеристики текста, т. е. не только структурную, но и смысловую его организацию.

"Все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны, скреплены между собой. В каждом тексте, как правило, обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста."

"Это особые виды связи, обеспечивающие .логическую последовательность (темпоральную и (или) пространственную) взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и пр." Сцепление обеспечивает линейную связь частей текста с помощью языковых единиц различного уровня (местоимения и местоименные слова, употребление времени и т.п.), что соотносится в какой-то степени с категорией "последовательность", которая выражается в способах сочетания предложений в тексте : " употребление местоимений третьего лица, притяжательных, указательных местоимений, местоименных наречий, сочинительных союзов, а также прочих указателей на левый (реже правый ) компонент."

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Отличие литературной сказки от народной
Определив в предыдущем параграфе понятие литературной сказки, ее основные черты, особенности и отличие от народной (фольклорной), представляется необходимым рассмотреть подробнее эти отличие. Как следует из предыдущего параграфа, настоящей работы, ситуация с трактовкой понятия "литературная ск ...

Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 5 - 6 лет в количестве 24 человек, из них 11 девочек и 13 мальчиков. Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики: 1. Выявление познавательного интереса к при ...

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (18 ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru