Как мы уже отметили очень важно правильно организовать работу учеников. Всякая лабораторная работа по математике содержит в себе определенные этапы совместных действий учителя и ученика, самостоятельную или групповую деятельность учащихся. Поэтому необходимо грамотно подготовить лабораторную работу, а затем и провести ее. Авторы учебных пособий по математике выделяют следующие этапы подготовки и проведения лабораторной работы [12]:
подготовительный этап (готовит учитель инструкции, раздаточный материал, инструменты и т.п.).
обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;
самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределение частных заданий между участниками рабочей группы;
консультации учителя в процессе обучения;
обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;
письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания.
Несомненно, важную часть лабораторной работы составляет инструкция к ней. Вопрос о внутренней структуре лабораторных работ по математике требует особого внимания. Объем последовательных заданий, входящих в лабораторную работу, в некоторых случаях содержит все смысловые опорные пункты, усвоение которых обеспечивает понимание изучаемой темы в целом. По своей внутренней структуре отдельная лабораторная работа может представлять собой одно или несколько самостоятельных заданий, которые необходимо выполнить в классе, либо дома. Возможно также выполнение части заданий на уроке, а части вне его. Инструкция к лабораторной работе – это последовательность действий, которые должны выполнить учащиеся при достижении цели. Эта инструкция должна быть четко сформулирована и представлять собой некий алгоритм. В эту инструкцию должны входить как задачи, которые нужно выполнить, так и рекомендации по их выполнению.
При составлении плана работы важно учитывать, как будет происходить объяснение порядка выполнения заданий. Ведь, формирование необходимых умений и навыков происходит успешно, если школьники не механически, а осмысленно совершают необходимые действия.
Учитель может производить эти объяснения следующими способами:
словесное разъяснение, сопровождаемое показом всех действий;
разъяснение может дополняться теоретическими сведениями, что объясняет сущность действий;
во время объяснения и показа применяются рисунки, чертежи, компьютерные презентации, уточняющие отдельные стороны выполняемой работы;
учащиеся предупреждаются о часто совершаемых ошибках;
учащиеся выполняют достаточное количество упражнений под руководством учителя.
После того, как учитель объяснил задания, учащиеся приступают к их выполнению. В это время учитель контролирует ход работы. В случае необходимости оказывает помощь в выполнении заданий, консультирует учеников.
Для успешного проведения лабораторной работы также важно оснащение оборудованием и наглядными пособиями кабинета математики. Учитель при подготовке к проведению работы должен не забывать об этом. Также нужно подготовить учащихся к выполнению работы – на предыдущем уроке или дома ученики повторяют все необходимые понятия и теоремы.
В литературе выделяют следующие основные требования к организации лабораторной работы по математике [32]:
Лабораторная работа должна соответствовать теме урока.
Лабораторная работа должна быть направлена на достижение поставленных целей.
Инструкция к лабораторной работе должна быть четко, грамотно составлена.
Каждый шаг инструкции должен быть понятен учащимся.
При организации лабораторной работы должны быть подготовлены все необходимые инструменты, раздаточные материалы.
Лабораторная работа должна укладываться во временные рамки урока.
Учащиеся должны быть заранее разделены на группы.
При составлении лабораторной работы, важно учитывать то, чтобы все учащиеся группы были задействованы в ее выполнении.
При выполнении этих требований к организации лабораторной работы и правильном ее проведении учащиеся быстро усвоят материал и смогут самостоятельно сделать нужные выводы.
Цели современного исторического образования
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собственной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Пред ...
Понятие «Проектная методика»
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащег ...
Психологические особенности ребенка
Рассматривая развитие психических особенностей, отметим, прежде всего, что раннее детство сентизивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи [5,с.159]. Осваивая родную ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.