Требования к организации лабораторных работ в курсе математики

Как мы уже отметили очень важно правильно организовать работу учеников. Всякая лабораторная работа по математике содержит в себе определенные этапы совместных действий учителя и ученика, самостоятельную или групповую деятельность учащихся. Поэтому необходимо грамотно подготовить лабораторную работу, а затем и провести ее. Авторы учебных пособий по математике выделяют следующие этапы подготовки и проведения лабораторной работы [12]:

подготовительный этап (готовит учитель инструкции, раздаточный материал, инструменты и т.п.).

обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;

самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределение частных заданий между участниками рабочей группы;

консультации учителя в процессе обучения;

обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы;

письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания.

Несомненно, важную часть лабораторной работы составляет инструкция к ней. Вопрос о внутренней структуре лабораторных работ по математике требует особого внимания. Объем последовательных заданий, входящих в лабораторную работу, в некоторых случаях содержит все смысловые опорные пункты, усвоение которых обеспечивает понимание изучаемой темы в целом. По своей внутренней структуре отдельная лабораторная работа может представлять собой одно или несколько самостоятельных заданий, которые необходимо выполнить в классе, либо дома. Возможно также выполнение части заданий на уроке, а части вне его. Инструкция к лабораторной работе – это последовательность действий, которые должны выполнить учащиеся при достижении цели. Эта инструкция должна быть четко сформулирована и представлять собой некий алгоритм. В эту инструкцию должны входить как задачи, которые нужно выполнить, так и рекомендации по их выполнению.

При составлении плана работы важно учитывать, как будет происходить объяснение порядка выполнения заданий. Ведь, формирование необходимых умений и навыков происходит успешно, если школьники не механически, а осмысленно совершают необходимые действия.

Учитель может производить эти объяснения следующими способами:

словесное разъяснение, сопровождаемое показом всех действий;

разъяснение может дополняться теоретическими сведениями, что объясняет сущность действий;

во время объяснения и показа применяются рисунки, чертежи, компьютерные презентации, уточняющие отдельные стороны выполняемой работы;

учащиеся предупреждаются о часто совершаемых ошибках;

учащиеся выполняют достаточное количество упражнений под руководством учителя.

После того, как учитель объяснил задания, учащиеся приступают к их выполнению. В это время учитель контролирует ход работы. В случае необходимости оказывает помощь в выполнении заданий, консультирует учеников.

Для успешного проведения лабораторной работы также важно оснащение оборудованием и наглядными пособиями кабинета математики. Учитель при подготовке к проведению работы должен не забывать об этом. Также нужно подготовить учащихся к выполнению работы – на предыдущем уроке или дома ученики повторяют все необходимые понятия и теоремы.

В литературе выделяют следующие основные требования к организации лабораторной работы по математике [32]:

Лабораторная работа должна соответствовать теме урока.

Лабораторная работа должна быть направлена на достижение поставленных целей.

Инструкция к лабораторной работе должна быть четко, грамотно составлена.

Каждый шаг инструкции должен быть понятен учащимся.

При организации лабораторной работы должны быть подготовлены все необходимые инструменты, раздаточные материалы.

Лабораторная работа должна укладываться во временные рамки урока.

Учащиеся должны быть заранее разделены на группы.

При составлении лабораторной работы, важно учитывать то, чтобы все учащиеся группы были задействованы в ее выполнении.

При выполнении этих требований к организации лабораторной работы и правильном ее проведении учащиеся быстро усвоят материал и смогут самостоятельно сделать нужные выводы.

Новые статьи:

Профессиональная компетентность
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. В педагогической науке понятие «професси ...

Организация поисковой деятельности ученика в работе В.В. Давыдова «Проблемы развивающего обучения»
Общепринятая в современной общеобразовательной школе форма организации учебного процесса в виде групповой работы учащихся под руководством учителя (классно-урочная система) справедливо вызывает нарекания со стороны педагогов-теоретиков и учителей-практиков. Изобретённая в своё время Я.А. Коменским ...

Классификация методов обучения
В дидактике и частных методиках существуют различные клас­сификации методов обучения, зависящие от того, какой сущест­венный признак положен в основу классификации. Наиболее принятой в настоящее время в дидактике является классификация методов по характеру познавательной деятельно­сти, которую орга ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru