самостоятельный деятельность урок информатика
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В этой главе мы постараемся рассказать о методе проектов, но сначала нам необходимо дать определения понятиям, таким, как «метод», «проект», «метод проектов».
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». По определению Ю.К. Бабанского, метод – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. Таким образом, в процессе школьного обучения метод выступает как способ взаимодействия учителя и учащихся для достижения определенных учебно-воспитательных целей. [1]
В толковом словаре Даля слово «
проект» определяется как план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Если рассматривать это понятие узко, в рамках школьного обучения, тогда проект можно определить как процесс, а также результат взаимодействия учителя и учащихся, направленного на активизацию самостоятельной деятельности детей.
Е.С. Полат определяет метод проектов как совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, путь познания, способ организации процесса познания. [17]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, доклад и т.д.) В ходе решения какой либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из различных научных областей, обращаться к разного рода источникам информации, работать с ними.
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н.э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афи ...
Современное состояние отечественной риторики
О современном состоянии русской риторики идут споры. Риторический ренессанс (бум, всплеск), о котором говорилось особенно с конца 80-х – начала 90-х годов (время перестройки), достаточно утвердил риторику в сознании широкой научной общественности. Однако это было время возрождения не только риторик ...
Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.