В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовали следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему. При этом решались следующие практические задачи:
Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа;
Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;
Уточнение и развитие пространственных и временных представлений;
Развитие воссоздающего и творческого воображения;
Формирование навыков самостоятельного рассказывания.
Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы.
Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала:
Двукратное чтение и разбор содержания текста;
Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа (изменение времени года, места действия и др.);
Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.
При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: "мальчик" - "удочка" - "река"; "ребята" - "лес" - "ёжик"; "мальчики" - "озеро" - "плот").
Составлению рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: "На рыбалке", "Случай в лесу", "Приключение на озере" и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: "Что взял с собой мальчик на рыбалку?", "Кого он встретил на реке?", "Что принес мальчик домой?" и т.д.). При затруднениях логопед давала образец начала рассказа.
В конце обучения дети могли придумывать предшествующие и последующие события к знакомым произведениям. Вот пример составления продолжения сказки "Колобок" Вани Ж.
"В сказке "Колобок" Лиса была очень хитрая, а Колобок глупенький. Он сел Лисе на носок, а она его и съела. Попал он к Лисе в живот, а там темно, страшно. Колобок испугался и закричал: "Помогите, спасите! Выпустите меня отсюда!" Идет Лиса по лесу, а Колобок в животе кричит, шумит на весь лес. Увидел Медведь Лису и зарычал: "У-у-у! Зачем съела Колобка?". Волк тоже сердится: "Такой хороший был Колобок! Песенки тебе пел. Как тебе не стыдно, Лиса!". Все звери собрались, шумят, ругаются, Колобка жалеют. Стыдно стало Лисе. Выплюнула она Колобка. Выкатился он на поляну и говорит: "Спасибо вам, звери, что выручили меня. Я покачусь к дедушке с бабушкой".
Для формирования навыков рассказывания с элементами собственного творчества использовали предметно-практические занятия - рисование, аппликацию, конструирование.
Рассказ Даниила А. "Весна".
"Наступила весна. Солнышко светило ярко, снежок растаял и ручейки потекли. Ребята жили в высоком доме, они посмотрели в окошко: весна наступила. Сделали они бумажные кораблики и побежали на улицу. Пустили они кораблики в ручей и поехали они далеко-далеко на юг. И история закончилась".
Цель контрольного эксперимента - выявление динамики развития исследуемых детей.
Подводя итоги экспериментальной работы, мы отмечали, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР III уровня, мы получили следующий результат.
Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей
Воспитательное воздействие авторитет родителей на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подра ...
Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций
Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности. Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. ...
Особенности организации кружка по художественной обработки
дерева в школе
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, пр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.